В России ищут пути снижения ДТП
План по повышению безопасности движения обсудили на панельных дискуссиях в рамках выставки «Дорога 2024» в Екатеринбурге, сообщает газета «КоммерсантЪ».
Начальник Госавтоинспекции России Михаил Черников для реализации президентского указа по принятию мер для сокращения количества жертв в ДТП к 2030 году относительно нынешнего уровня в полтора раза (до 9,7 тысячи случаев) предложил инженерные решения проблемы – дальнейшее увеличение количества разделяющих транспортные потоки барьеров, обустройство пешеходных переходов и освещения, строительство вертолетных площадок для ускоренной эвакуации раненых в ДТП, площадок для отдыха водителей. Такие меры Михаил Черников предложил прописать в нацпроекте «Инфраструктура для жизни», который стартует в 2025 году.
Тот же «КоммерсантЪ» в другом материале пишет, что в России по итогам января – сентября 2024 года произошло 96,3 тысячи дорожных аварий, что на 1,6 % меньше, чем в аналогичном периоде 2023 года. При этом число погибших в ДТП возросло до 10,4 тысячи, а количество случаев ранений в авариях за девять месяцев составило 120 тысяч (минус 2,5 процента).
Самые частые виды ДТП: столкновения (43,2 тысячи), наезды на пешеходов (23,1 тысячи), съезды с автотрасс (9,7 тысячи). Количество ДТП с водителями в состоянии опьянения (алкогольного и наркотического) сократилось на 12,9 %. Увы, резко возросло количество аварий по причине технической неисправности – плюс 25,7 %. Отмечается, что к этому факту наверняка будут апеллировать сторонники возвращения всеобщего техосмотра автомобилей.
Заместитель главы Госавтоинспекции Олег Понарьин считает, что дорожники должны тщательнее проектировать зоны разрешенного обгона. Именно на таких участках трасс происходит большинство связанных с выездом на встречную полосу смертельных ДТП. Прерывистая разметка рассчитывается исходя из скоростного ограничения на участке, при этом не принимается во внимание, что водители по факту едут на 20 км/ч. быстрее из-за «нештрафуемого» порога. Соответственно, зоны разрешенного обгона должны быть более протяженными.
Глава Автодора Вячеслав Петушенко выступил за строгое наказание водителей, отвлекающихся во время движения на развлекательный контент на смартфоне. Другие специалисты призвали вернуть штрафы за превышение средней скорости. При этом было отмечено, что законопроект о возвращении штрафа за среднюю скорость недавно поступал в Госдуму, но не был поддержан правительством и МВД.
Наказывать за превышение средней скорости прекратили в 2021 году, поскольку тогда Верховный суд признал «недопустимым» указание участка дороги (а не конкретного места на ней) в качестве «места совершения правонарушения». С тех пор ведомства работают над урегулированием законодательного пробела.
На панельной дискуссии представители власти регионов также высказались за то, чтобы передать в ведение Росавтодора все региональные дороги, которые входят в так называемую опорную сеть. Это позволит снять существенную нагрузку с бюджетов регионов.
С 2018-го автодороги в РФ ремонтировались и строились в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», однако он завершается в этом году. За шесть лет построено и отремонтировано более 100 тысяч км (общая протяженность дорожной сети в РФ – 1,5 млн км). По данным на 1 октября 2024 года, доля отремонтированных «регионалок» увеличилась с 43,6 до 53,8 %, доля дорог городских агломераций (с населением более 200 тысяч человек) – с 44 до 83,3 %.