Вам бы не о стихосложении, а о «Стратегии…»

Не каждый поверит в то, что доктор экономических наук, высказавший в газете «Свободная республика» язвительное замечание в адрес «профессоров-филологов», т. е. в мой адрес, - это сын Джалалутдина Айгумова, известного филолога-практика. Тем не менее - это факт. Айгумов-отец никогда не бросал слов на ветер и говорил с толком и расстановкой, т.е. по существу. По поговорке, что «яблоко от яблони недалеко падает», Айгумов-сын должен был следовать отцовским традициям. Но, к сожалению, меня удивило, мягко говоря, беспредметное выступление последнего. Читатель так и не понял, что хотел сказать автор.
В статье «Язык мой…» («Дагправда», 11.04.08 г.) я говорил не об отдельных грамотных дагестанцах, а утверждал, что зарождение всеобщей письменности в государственном масштабе стало возможным лишь в советское время. За короткий срок дагестанцы действительно стали не только грамотными, но и образованными. Это бесценное достояние, за которым последовал процесс педагогического целого, т.е. образование, просвещение стали всенародными.
Я думал, что у автора есть неопровержимые факты об обратном, но их у него не оказалось. Выдавая единичные случаи грамотности горцев за типичные, он лишает себя объективности. Чтобы развеять иллюзии А.Айгумова о широком распространении грамотности среди горцев, приведу некоторые конкретные цифры. Арабоязычной грамотностью в Даргинском округе по переписи 1886 года из опрошенных 28 457 даргинцев в возрасте свыше 10 лет владело всего 800, или 2,8%. В родном селении А. Айгумова Мекеги из 921 семьи лишь 21 человек умел читать и писать. А по словам Е.И.Козубского, в Дагестане в 1870 году было 169 человек, усвоивших русскую грамоту. Вот каким был уровень грамотности дагестанцев. Исказив наш тезис, А.Айгумов рассуждает о каких-то «достояниях», не имеющих никакого отношения к теме, рассуждает о каком-то самоуважении и стихосложении.
Считаю уместным дать его выступлению оценку. По словам А.Айгумова, наше первое национальное достояние – это не письменность, а то, что Дагестан — «мировой центр агрокультурного террасирования!» Что сказать по этому поводу! Если бы автор этого открытия был А.Айгумов, то можно было как-то простить неудачу. Однако оно принадлежит Мамайхану Агларову, известному этнографу РД, интересовавшемуся не историей письменности, а историей становления горской общины Нагорного Дагестана (подчеркиваю: не всего Дагестана) и формами хозяйственного уклада прошлых столетий. Это открытие признано наукой, и автор не претендует на большее. М.Агларов знает, что террасирование фактически ушло в прошлое как эффективная форма полеводства. А.Айгумов же цепляется за него, хотя должен был убедиться в том же как выходец из с. Мекеги, жители которого в большинстве своем террасам аула предпочли просторы Ставрополья и Калмыкии, Астраханской, Волгоградской, Ростовской и многих других областей РФ в поисках благополучия. Так что террасирование уже не такое уж дорогое наследие дагестанцев: в горы проникли и проникают другие формы хозяйствования.
Второе достояние, по автору — это «духовная лирика», представленная «восьмистишием» своего дедушки (кстати, пренебрежение автора словом привело к многочисленным ошибкам в графической передаче диалектных слов). В нем воспевается, по его убеждению, «дух этого времени». «Восьмистишие» и стихами-то назвать нельзя ни по форме, ни по содержанию. А что за «дух» в нем отражен, пусть судит читатель. Обращаясь к твари (т.е. к человеку), дед весьма примитивно вопрошает назидание о бренности мира, мол, идешь по пути сатаны, заблуждаешься, все равно оставишь этот мир. Я бы не стал восхищаться такой «лирикой». Подобные причитания, более поэтичные, повседневно можно сплошь и рядом услышать из уст горцев, ведущих ритуал поминок после похорон. При желании восхититься поэтикой и мудростью духовной лирики А. Айгумов может, обратившись к сборнику «Тулкни» (300 стр.) Шайха Абдулагаджи из с. Урахи, изданному Амирханом Исаевым, ст.н.с. Дагестанского научного центра РАН. Вот отчего можно поистине заразиться духом того времени!
Других «достояний» в статье не видно, разве что ссылки на Аристотеля, Бунина, Крачковского, Гольштейна и др., приводимые автором, чтобы как-то поддержать разговор о том о сем.
Бросается в глаза какая-то маниакальная страсть автора к идеализации всего архаичного, того, что жизнь давно отбросила, и умышленное замалчивание подлинного достояния, доставшегося нам от недавнего прошлого и вошедшего в плоть и кровь дагестанцев. Чтобы автору пояснить это, придется немного окинуть взглядом нашу историю.
В составе Российской империи Дагестан стал жить во второй половине 19 века. Ужасные были времена: тяжелый ручной труд, бездорожье, жалкая одежда, убогий быт в саклях, полуголодное существование и антисанитария – вот явные признаки жизни той эпохи. Образование, медицина, культура, искусство были на самом примитивном уровне. Дальше так жить было невыносимо – люди ждали чуда. И его совершила Советская власть. Она создала в горном крае промышленный потенциал, задействовала заводы, фабрики и мощные электростанции, построила новые города, промышленные и социальные объекты, проложила дороги и мосты, по-новому развернула сельское хозяйство, рыболовство, виноградарство, связь и почту, ввела бесплатное всеобщее образование и медицину, организовала вузы, театры, научные и культурные центры. Нынешний Дагестан электрифицирован, газифицирован, телефонизирован, частично механизирован; телевещание, радиовещание, кинофикация… вошли в обычный уклад жизни. Несмотря на некую нынешнюю нежелательную ситуацию, наша республика, по-моему, вольготно живет в составе Российской Федерации. Между всеми ее этносами царят дружба и согласие. Почти миллион наших земляков живут, работают или учатся в городах и на просторах России.
Могли ли без чьей-либо помощи со стороны произойти эти великие перемены? Конечно же, нет. Они достигнуты благодаря бескорыстной помощи русского народа. Дагестанцы благодарны ему и за самое бесценное достояние — за могучий русский язык, ставший для них родным.
Этого достояния, к сожалению, А. Айгумов не замечает или не хочет замечать. Жаль. Казалось бы, доктор экономических наук должен был интересоваться всем перечисленным выше и гордиться.
Статьи из «Общество»
«Возрастной предел» водителя

Рекордсмены продаж

Как вернуть новый автомобиль

От Моздока до Праги

Светлое Христово Воскресение

Сочинение о геноциде русского народа

Русофобия как геополитическая компонента
