Вас ожидает… добро
В ходе «прямой линии» к Главе Дагестана Сергею Меликову поступил вопрос от Сакинат Магомедовой, касающийся проекта «Социальное такси» в Махачкале. Напомним, проект предоставляет людям с ОВЗ возможность свободно перемещаться по городу.
Руководитель республики поручил министру транспорта и дорожного хозяйства РД Джамбулату Салавову проработать данный вопрос.
«При первом транше, который мы сможем осуществить в 2024 году, или при наличии средств экономии в 2023 году давайте приобретем до 10 машин для социального такси», – сказал Сергей Меликов.
«Дагестанская правда» связалась с человеком, который задолго до этого одним из первых в Махачкале организовал работу бесплатного социального такси.
До Рашида Исаева, а именно он организовал этот проект, дозвонилась не сразу. А когда получилось…
– Здравствуйте, вы хотели заказать такси? – спросил меня приятный мужской голос.
– Нет, – ответила я. – Хотела бы встретиться и рассказать о вас и вашем проекте в нашей газете.
– О проекте расскажу с удовольствием. А вот о себе говорить не буду, – четко обозначил рамки дозволенного Рашид.
Поскольку он был очень загружен заказами и не мог выкроить время для встречи, решили поехать вместе на пару вызовов.
Айнаре 9 лет. Она аутист. Мама девочки Зарема узнала о социальном такси от подруги.
– Вы даже представить себе не можете, как я рада, что есть такая услуга. И дело совсем не в том, что это бесплатно. Я бы и на обычном такси свою дочь к врачу отвезла. Но с недавних пор боюсь с ними связываться. Недавно вызвала такси, Нара начала раскачиваться и кричать. Водитель стал на меня орать, чтобы я успокоила ребенка, а потом просто высадил нас на дороге. Было так обидно. Да, я понимаю, что постоянный крик ребенка нервирует. Но нельзя же так! Папы у нас нет. Машины тоже. Вот и приходится просить знакомых из раза в раз. А зачастую просто сидеть дома, не имея возможности выехать.
И я вдруг понимаю, что многие вещи, которые кажутся нам обыденными, для них роскошь. Казалось бы, всего-то такси. Но для детей именно оно открыло мир.
Видели бы вы, с какой нежностью Рашид помогал своим пассажирам сесть в машину и выйти из нее. Зная, что многие особенные дети не любят тактильных контактов, он просто протянул девочке руку и терпеливо ждал жеста доверия в ответ. Минут пять. Просто стоял и ждал. Робкое прикосновение детской ручонки стало ему ответом. Это было так трогательно, что хотелось плакать.
– Рашид, откуда вы знаете, как с ними общаться, – спрашиваю, когда мы едем на следующий вызов.
– Я несколько лет работал в социальном центре помощи. Видел, как сложно, например, колясочнику ездить в обычном такси. 8 из 10 водителей отказываются брать заказ, если знают, что нужно будет помочь клиенту сесть в салон, а потом загрузить коляску в машину. К счастью, в основном не из-за того, что слишком черствые, просто не в каждый багажник коляску можно положить. Видите, у меня Ларгус. Правда, пока еще не совсем оборудованный, но даже электроколяска в багажник помещается.
– Какой интерес во всем этом?
– Если я скажу, что никакого, поверите? Вряд ли. Слишком меркантильными мы стали. На все смотрим с позиции заработка денег. Я когда в соцслужбе работал, часто сталкивался с бабушками и дедушками, которым некому было помочь. Старался по возможности возить их в поликлинику и аптеку. Видел мам с особенными детьми, для которых каждый выход с ребенком в город становился квестом. И так хотелось всем им помочь. Сейчас у меня появилась эта возможность. Вот вы спрашиваете, почему я не хочу рассказывать о себе и отказываюсь фотографироваться? Не хочу пиара. Я же не для рекламы это делаю, а ради Всевышнего, ради детей, их родителей.
– Но вы же понимаете, что всем помочь не в силах?
– Понимаю, конечно. Знаете, сколько заказов в сутки приходит? Несколько десятков. Люди звонят не только из Махачкалы, но и из Каспийска, Хасавюрта, Буйнакска. К сожалению, им приходится отказывать. Но это не значит, что если не можешь помочь всем, не помогай никому. Я надеюсь, что со временем мы сможем расширить географию. Моим проектом уже заинтересовались несколько благотворительных фондов, с которыми я раньше работал. Да и в Министерстве труда Дагестана обещали поддержку.
– Это первый ваш благотворительный проект?
– Нет, у меня их несколько. Но в другом формате.
– Какие?
– Не скажу. Добро, как и счастье, любит тишину.
– Тогда не буду допытываться. Вернемся к такси. Как из такой массы заказов выбираете вызов?
– Стараюсь выбирать такие заявки, когда без такси никак: нужно отвезти ребенка или взрослого человека с ограниченными физическими возможностями к врачу. Или помочь одинокому пожилому человеку.
– Значит, это будет не временная акция?
– Нет, конечно. Будем работать, пока есть силы и возможности.
– Удачи вам, Рашид, сил и терпения!
– Спасибо!