Верховенство закона как общественный договор
Минувшая неделя выдалась богатой на события. Не успев прийти в себя после убийства отдыхавшего с друзьями в ночном клубе бойца Росгвардии, дагестанцы были вновь шокированы попыткой убийства известной в республике эстрадной певицы Машидат Омарасхабовой. Поражает необъяснимая ситуация в Аварском театре, где неизвестные сорвали фестиваль анимэ-культуры. Стоит отметить, что организаторы и энтузиасты собирались на этот фестиваль уже седьмой год подряд.
Обсудить причины внезапной вспышки агрессии в дагестанском обществе, попытаться спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации и найти пути преодоления этой проблемы в рамках заседания дискуссионно-аналитического центра «Альтернатива» собрались известные в республике журналисты, общественники и блогеры.
Отметим, центр «Альтернатива» является продолжением пресс-клуба «Игры журналистов», который автор этих строк создал весной 2015 года как независимую дискуссионную площадку для обсуждения наиболее острых, злободневных и общественно значимых проблем и событий в республике.
Темой для обсуждения в этот раз стала «Агрессия в дагестанском обществе», вспышку которой большинство участников заседания связали с отсутствием четкой позиции по вопросу гражданской активности, а также с резким социальным и религиозным расслоением в обществе. Напомним, что представители нескольких общественных организаций ранее выступили с требованием о закрытии в Дагестане всех ночных клубов, что породило дискуссию в обществе, заметно накалив ситуацию. На этом фоне неудавшаяся попытка провести фестиваль анимационной культуры зазвучала особенно остро, вызвав бурные стычки в социальных сетях между представителями консервативной и либеральной частей дагестанского общества.
Говоря о причинах роста агрессии в дагестанском обществе, журналист еженедельника «Новое дело» Шахрудин Халидов отметил, что сегодня нормы культуры в республике подверглись заметной трансформации. С детства формируется представление об успешном мужчине исключительно как о спортсмене, занимающемся спортивными единоборствами, сумевшем впоследствии достичь высот в бизнесе и политике, готовом в дальнейшем в своей профессиональной деятельности к применению насилия. В результате агрессия все более становится устойчивой моделью поведения молодежи в обществе.
Негативно сказывается и расщепление сознания дагестанцев, ощущающих двойственность и фальшь в том, что поступки некоторых лидеров общественного мнения часто отличаются от декларируемых ими поведенческих императивов. Сказывается и относительно недолгий по историческим меркам опыт жизни дагестанцев в условиях большого города, где отсутствуют жесткие регулятивные нормы сельского джамаата. У части их возникает чувство вседозволенности и враждебности к чужому мнению.
Журналист и прозаик Саид Ниналалов также видит причины роста агрессии в поведении лидеров общественного мнения, которыми в Дагестане преимущественно являются спортсмены. По его мнению, публичные личности, которых в социальных сетях читают миллионы людей, не имеют права призывать, пускай даже косвенно, к нарушению закона, что можно приравнять к экстремизму. К примеру, требовать разгонять молодёжь, собравшуюся на разрешённое законом публичное мероприятие. Ссылаясь на религиозные догмы и культурные традиции Дагестана, такие люди считают себя выше закона, что приводит к диссонансу в обществе, которое начинает терять поведенческие ориентиры. Возникает вопрос, чем руководствоваться обществу в повседневной жизни: законами РФ, шариатскими нормами или традиционными адатами?
Главный редактор журнала «Литературный Дагестан» Мурад Ахмедов отметил, что уровень агрессии в дагестанском обществе всегда был высоким, однако с появлением социальных сетей всплески такой агрессии приобрели совершенно иные масштабы. Ныне контролировать агрессию стало сложнее, а манипулировать сознанием значительно легче. В этой связи он призвал профильные органы власти оперативно и решительно реагировать на призывы к агрессии в информационном пространстве, не допуская вспышек насилия.
Эту позицию поддержала и заместитель главного редактора журнала «Дагестан» Наида Хаспулатова, говоря о недопустимости отсутствия официальной реакции на заявления людей, едва ли не призывающих к свержению конституционного строя. По ее словам, это может быть связано с тем, что в структурах местной власти немало непрофессионалов, которые, возможно, просто не способны анализировать ситуацию, принимать адекватные решения. Отдельной проблемой, по ее мнению, остается поведение состоятельных людей, а также силовиков, чиновников, нередко забывающих о нормах закона и морали из-за атмосферы безнаказанности и вседозволенности.
По мнению общественника Тамирлана Гаджиева, агрессия в нашем обществе связана с социальным расслоением, которое продолжает усиливаться. Эта тенденция наблюдается в целом по России. В регионах, где больше социальных проблем, сильнее ощущаются различные формы агрессии в обществе.
Иначе считает заместитель главного редактора газеты «Черновик» Магомед Магомедов. Он увидел в наметившихся в республике процессах угрозу масштабного кризиса мировоззрения. Очередной скачок религиозных настроений ввиду отсутствия социальных лифтов может, по его мнению, привести к конфликту светских и религиозных взглядов. Угрозу обществу он видит и в том, что некоторые спортсмены – лидеры общественного мнения в республике, амбиции которых подкреплены спортивными достижениями, все чаще пытаются манипулировать массовым сознанием, кое-кто начинает даже присваивать себе функции государства.
По мнению политолога Шафи Акушали, главной проблемой является отсутствие грамотной государственной молодежной политики. С учетом того, что молодежь составляет большую часть дагестанского общества, этот просчет особенно опасен для республики. Агрессия, насилие и низкий уровень общей культуры вынуждают думающую часть общества кардинально вмешиваться в судьбу детей, отправляя их на учебу за пределы республики.
Руководитель регионального отделения партии «Яблоко» Альберт Эседов считает главной проблемой необязательность исполнения законов. Такая же ситуация, по его мнению, и с религиозными нормами, они порой свободно трактуются в угоду влиятельным и богатым людям. Это породило общество, которое не является ни светским, ни религиозным. А двойные стандарты ведут к хаосу.
Диаметрально иные взгляды высказал председатель национально-культурной автономии дидойцев Магомед Магомедов, он не согласен с утверждением о росте агрессии в дагестанском обществе. В то же время, уверен он, религиозно настроенная молодежь не принимает навязываемую ей западную культуру, требуя к себе уважения.
В ходе дискуссии выступающие сошлись во мнении, что в республике следует гарантировать соблюдение прав и свобод всех представленных в Дагестане общностей людей.
Говоря о прогнозах развития и озвучивая свои предложения, участники дискуссии были едины в признании верховенства закона как юридически оформленного общественного договора, где уже прописаны все права и свободы граждан.
Журналист Шахрудин Халидов в своих предложениях акцентировал внимание на необходимости смещения акцентов в воспитании на образование и культуру и отказе от чрезмерной популяризации единоборств. Также важно, считает он, следовать принципу справедливости и неотвратимости наказания за любое нарушение закона. Необходимо занять граждан, в особенности молодежь, работой и учебой.
Писатель Саид Ниналалов подчеркнул необходимость идеологической работы с лидерами общественного мнения, следует контролировать их активность, направляя ее в правильное русло. Любой человек, а тем более популярный и авторитетный, должен тщательно взвешивать каждое свое слово.
Выходом из ситуации политолог Шафи Акушали также считает воспитательную работу с молодежью, чтобы старшие показывали молодым позитивный пример. К сожалению, примеры лицемерия приводят нередко к потере уважения к ним среди молодежи. Важно воспитание начинать с самих себя.
Отмечу еще одну негативную закономерность. Когда одна часть общества начинает навязывать свои правила всем остальным, – это общество, по моему убеждению, неизбежно скатывается к насилию. Вспоминая ситуацию в Германии 30-х годов минувшего века, нельзя не отметить, что все фашистские лозунги строились на, казалось бы, благородных постулатах о построении здорового общества, развитии спорта, укреплении института семьи, патриотизма и традиционной культуры. К чему это привело, мы все знаем, равно как можем наблюдать сегодня последствия религиозного фундаментализма на Ближнем Востоке.
Эти примеры подчеркивают, что в любом обществе очень важно соблюсти баланс интересов и взглядов всех граждан, ибо одними добрыми намерениями, как известно, устлана дорога в ад.