Виадук на Cамуре
В 2018 году исполнится десять лет, как Федеральная таможенная служба (ФТС) России приняла решение построить на границе России частные таможенные логистические терминалы (ТЛТ). Это обусловлено ростом внешнеторгового оборота РФ, а значит, и чрезмерной транспортной нагрузкой на приграничные районы.
Все логично
Термин «логос» греческого происхождения. В античном городе Афины была должность логиста, в его обязанности входила регулярная проверка отчетов государственных служащих. Позже логисты занимались снабжением и перемещением армии, ее обслуживанием, взаимодействием фронта и тыла в военное время и хозяйственной деятельностью в мирное.
Логистика объединяет достаточно далекие друг от друга экономические сферы: снабжение, логистика производства, транспорта и сбыта. Сегодня ученые приняли решение рассматривать логистику как науку об управлении операциями, связанными с процессом доведения материалов и сырья до производственного предприятия с контролем их переработки и доставки продукции до потребителя. При этом все приоритеты на стороне потребителя.
Эта наука относительно молодая и развивающаяся, поэтому многие термины и понятия меняются и уточняются. Логистика описывает управление материальными, финансовыми и информационными потоками, то есть охватывает довольно широкий комплекс вопросов.
Комиссия ФТС в августе 2008 года приняла решение строить ТЛТ как ключевой элемент концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к госгранице.
В Дагестане терминал начали строить в семи километрах от границы с Азербайджаном по реке Самур, рядом с трассой Ростов – Баку, между селениями Ново-Усур и Гапцах Магарамкентского района.
На одной из первых пресс-конференций, посвященных будущему логистическому терминалу, журналисты поинтересовались, почему его назвали «Виадук». Надо сказать, что на госгранице России в тот год было решено строить 54 ТЛТ, и только дагестанский назван так романтично, имя имеет латинские корни: виа – путь, дук – мост. Журналистам тогда пояснили, что инвестору проекта ТЛТ, впоследствии депутату Государственной Думы РФ Мамеду Аббасову, выигравшему тендер на его строительство, это название пришлось по душе. Ведь «Виадук» – детище логистики – будет работать на Великом Шелковом пути, веками соединяющем Азию с Европой, Азербайджан с Россией.
И он заработал, приняв первые большегрузные автомобили с товарами в ноябре 2014 года, а в феврале 2015 года доказал свою необходимость и жизнеспособность, его торжественно открыли с участием многочисленных гостей, руководителей Республики Дагестан и ФТС России.
«Дагестанская правда» опубликовала репортаж об этом событии, генеральный директор ТЛТ ООО «Южный таможенный терминал «Виадук» Ибрагим Ибрагимов передал редакции буклет об этом терминале.
— Мы его строили, – сказал он тогда журналистам, – и создали все условия для водителей-дальнобойщиков, таможенников и Россельхознадзора. Наша главная задача – обеспечить «Виадук» интернет-связью, чтобы не было сбоев, всеми техническими средствами и рабочими. Остальным занимаются таможенники отдела таможенного оформления и таможенного контроля Дербентского таможенного поста и санитарные службы.
Дальнобойщики
Это слово жаргонное, происходит от дальнобойной артиллерии. Придумали и ввели его в обиход в середине прошлого века советские водители большегрузных автомобилей. И оно прижилось.
С генеральным директором ТЛТ, давним знакомым Ибрагимом Ибрагимовым беседуем не в кабинете, а в просторном конференц-зале «Виадука» на втором этаже. Из окон открывается вид на площадку с рядами дальнобойных фур. До встречи с генеральным директором мы уже пообщались с клиентами терминала и вот что от них услышали:
Фазиль Мамедов, водитель, гражданин Азербайджана: «Когда приезжаем, нас принимают очень хорошо, все здесь в порядке, никаких претензий у нас к «Виадуку» нет. Никаких задержек на границе».
Камал Садыков, водитель, гражданин Азербайджана: «Я много повидал таможенных терминалов, и, честно скажу, дагестанский «Виадук» – один из лучших. Чисто, удобно, спокойно. И работают здесь профессионалы, начиная от грузчиков. Вежливые работники таможни. Это я говорю не потому, что гость Дагестана. Это так и есть».
С тех давних времен, когда в греческом городе Тариф придумали налоги на провозимые товары, а финикийцы пустили в оборот деньги, логика цепи производитель товара – доставщик – потребитель осталась неизменной и работает, действует и в настоящее время. Совершенствуется. Пример тому – таможенные логистические терминалы на границах Российской Федерации. «Виадук» на Самуре в 2018 году сдаст в эксплуатацию гостиницу для дальнобойщиков на 30 номеров, АЗС, станцию техобслуживания, автомойку и еще одну автостоянку.
Сотрудники ТЛТ занимаются благотворительной помощью, шефствуют над детьми республиканской специальной коррекционной школы-интерната, футбольным клубом «Леки» и ветеранами Великой Отечественной войны, проживающими в Магарамкентском районе.
С начала 2017 года на Дербентском таможенном посту и ТЛТ «Виадук» прошли таможенное оформление 12474 грузовых автомобиля с товарами народного потребления. В казну государства таможенники поста в Дербенте сдали 3 млрд 621 млн 973 тыс. рублей. Из них 1 млрд 621 млн 979 тыс. собрано на «Виадуке».