Вместо катеров — корыта
Кто бывал на Чиркейском водохранилище хоть раз, обязательно вернется снова за потрясающими видами, эмоциями, которые хочется переживать снова и снова. Неудивительно, что самые популярные после Дербента туристические маршруты в Дагестане – это Чиркейское водохранилище, нередко называемое морем, и Сулакский каньон. К примеру, каньон в прошлом году посетили более 200 тысяч туристов. В этом году ожидается еще больше гостей.
В Министерстве по туризму и народным художественным промыслам Дагестана, готовясь к открытию очередного туристического сезона, в первую очередь обратили внимание на обеспечение безопасности излюбленных турмаршрутов. Понятно, с увеличением потока туристов растут доходы местных жителей. Но и тревоги тоже растут – за загрязнение природы и техническое состояние катеров.
Зам. директора туристического центра в поселке Дубки Хасан Атаев рассказывает: – Жители поселка Чиркей стали зарабатывать за счет туризма. Но нас беспокоит безопасность катеров. В прошлом году по водохранилищу курсировали три катамарана, катер на 15-20 человек и мелкие суда. Ни один водитель судна не имел обязательного пакета документов, в частности, прав на управление маломерными судами, лицензий на осуществление пассажирских перевозок. Мы призываем посещать Дагестан, рады гостям, но безопасность нужно обеспечивать и на воде, и на суше. Катера должны быть промышленного производства, с наличием спасательных жилетов для всех пассажиров.
Беспокойство вызывает санитарное состояние Чиркейского водохранилища и смотровой площадки Сулакского каньона. Вместе с потоками воды с гор сюда попадает и большое количество бытового и строительного мусора. Ситуация повторяется из года в год. Говоря о техническом состоянии плавсредств на Чиркейском водохранилище, заместитель начальника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по РД» Ибрагим Тучалов сообщил, что их инспекторы неоднократно выезжали на место и обязали владельцев катеров зарегистрировать свои маломерные суда. Но многие проигнорировали эти требования.
— Между тем все суда сделаны кустарно. Ни по рулевому управлению, ни по стационарному двигателю они не отвечают установленным требованиям. Суда не имеют права находиться на воде без базы стоянки. Водители их для получения профессиональных прав должны пройти обучение, иметь лицензию на перевозку пассажиров на маломерных судах. Пока к нам обратился лишь один человек для получения соответствующих документов, – говорит Тучалов.
План организации безопасного отдыха прокомментировал подполковник полиции Даниял Дибиров. По его словам, по маршруту следования туристов введут автопатрули, они будут контролировать безопасность на турмаршрутах в преддверии чемпионата Европы по борьбе и майских праздников.
Межведомственная рабочая группа по организации безопасного отдыха заверила, что все прогулочные судна проверяются на исправность, на соответствие правилам эксплуатации. Если экзамен выдержат – получат разрешение на перевозку пассажиров. Уже сформирован график выезда членов рабочей группы для проверки состояния рекреационной территории водохранилища на предмет соответствия требованиям, определенным «дорожной картой».