Во имя мира и благополучия
Развитие и благополучие России всегда держались на общероссийской концептуальной идее мирного сосуществования множества наций. Как кандидат психологических наук, специализирующийся на социальной и этнической психологии, могу с полной уверенностью утверждать, что основа межнациональных отношений создала мощный фундамент самобытности и стойкости нашей страны, проявляющийся как в сложных исторических периодах, так и в моменты прорывных достижений в самых разных отраслях.
Среди почти двухсот народов, а также 22 национальных регионов нашей страны, пожалуй, самым пестрым и оттого самым сложным в национальном отношении был и остается Северный Кавказ, где Дагестан выделяется особо.
Главным социально-политическим показателем в таких субъектах служит достижение позитивного баланса и стабильности в межнациональных отношениях, о чем свидетельствуют социологические исследования Регионального центра этнополитических исследований ДНЦ РАН. Эту информацию донес до широкой общественности первый заместитель министра по национальной политике Республики Дагестан Гарун Давыдов на научно-практической конференции «Межнациональные отношения в Дагестане на современном этапе: тенденции, перспективы», организованной министерством.
Г. Давыдов отметил, что в эпоху глобализационных процессов необходимо сделать все возможное для сохранения этнического многообразия. Об этом говорил и председатель комиссии Общественной палаты РД по вопросам формирования гражданского общества, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, защиты конституционных прав граждан Мустафа Билалов. В частности, он указал на необходимость определиться с вектором развития гражданского общества в России, перечислив сопутствующие факторы и механизмы взаимодействия общественных институтов с государством, принятые в мировой практике. По мнению профессора Билалова, в Дагестане издревле выражен коммуноцентричный способ гармонизации в обществе.
В этой связи справедлив тезис академика СССР, президента Географического общества СССР Льва Берга, который утверждал, что географический ландшафт воздействует на любое живое существо, в том числе и на человека. Знаменитый этнограф Лев Гумилев констатировал, что этнос приспосабливается к определенному ландшафту в момент своего сложения.
И дагестанцы, проживая в сложнейших природно-климатических условиях высокогорья и засушливого климата прикаспийских степей, не могли быть разобщенными. Общественные и коллективистские ценности стали основными ориентирами для создания особого типа взаимодействия между людьми. Такая философия жизненных принципов – бытие – определила тип сознания кавказцев, который стал базисом во всех сферах жизнедеятельности, в том числе экономической.
Принципы коллективизма естественным образом отразились в этикете и культуре. Так священные для дагестанца понятия «кунак» или «гость» имеют глубокий внутренний смысл. Преодолев сложные тропы скалистых гор, переступив порог дома, любой путник был самым почетным человеком в сакле. Ведь если зима или проливные дожди застали путника в дороге, то, не приютив его, обрекаешь на верную гибель. Впоследствии гость обещал принять с почетом и великодушием хозяина уже в своем доме. Так зарождалась традиция гостеприимства, куначества, которая и поныне остается одной из главных добродетелей кавказца.
О современном процессе куначества, или, выражаясь современным языком, горизонтальных связях, рассказали на мероприятии члены Общественной палаты РД, представители научного сообщества и общественники.
Дагестанцы, сохраняя свое этническое самосознание, проявляют интеграцию в общероссийское пространство, при этом у городских жителей все больше заметен такой феномен идентичности, как гражданское самосознание. Об этом рассказал автор этой статьи в своем исследовательском докладе «Гражданская идентичность дагестанцев как фактор интеграции в общероссийскую нацию». Речь шла о том, что за последнее время в республике все чаще социальные и бытовые вопросы решаются благодаря самоорганизации и активности самих людей, а это и есть проявление гражданской позиции.
По результатам исследования мне удалось обнаружить, что степень гражданской идентичности выше у тех респондентов, которые сумели найти себя в обществе, обеспечить себе доход, а самое главное – во многом выстроили особую систему взаимопомощи.
К росту гражданской идентичности ведут и объективные процессы. Уже с середины XX века в Дагестане медленно, но верно стала увеличиваться доля городских жителей, а после 90-х годов этот процесс приобрел лавинообразный характер. Сегодня официально в городах Дагестана проживает до 45% жителей республики, тогда как еще 20 лет назад этот показатель составлял всего 30%. Городская среда формирует новый тип общественных отношений, который все больше отличается от сельских, где еще живы этнические и культурно-обрядовые идеалы.
Ценности и общественные взаимоотношения дагестанцев в городской среде приобретают унифицированный характер, как в любом другом городе России. Таким образом, урбанизация влияет на развитие гражданского общества, а следом и на самосознание. В свою очередь именно гражданское самосознание становится тем интегрирующим фактором в общероссийское пространство, которое можно определить и как российская нация.
На мероприятии также выступили представители конфессий, которые привели примеры межнационального согласия на базе религиозной идеи. Известно, что, например, в исламе, как и в христианстве, нет никакой разницы, кто к какой культуре или национальности принадлежит, все равны перед Богом. Но и согласно Конституции России все народы, независимо от их численности, культуры и вероисповедания, также равны перед законом.
Участники мероприятия провели дискуссию по множеству вопросов и рассказали о своем опыте выстраивания межнациональной дружбы и согласия во имя мира и благополучия республики и страны в целом.