Водитель, нажми на тормоза!
По-прежнему напряженной остается ситуация с безопасностью дорожного движения. Огромный поток автотранспорта, несоизмеримо с этим малоразвитая инфраструктура, пренебрежение многими водителями правил дорожного движения – все это создает дополнительный риск и в без того небезопасной сфере автовождения.
Так или иначе обеспечивает должный порядок старый друг водителей – ГИБДД. Несмотря на непростые условия, дагестанская автоинспекция старается динамично развиваться как в техническом направлении, так и в плане подготовки личного состава.
И все же статистика вызывает тревогу. С начала года в республике в ДТП погибли 329 и ранены 2426 человек. И если общий уровень аварийности не превышает общероссийский, то среднее количество смертельных исходов в 2-3 раза выше, чем по стране.
Причин тому несколько: и технических, и лежащих в плоскости психологии.
Последнюю из указанных можно считать основной. Наш водитель отличается не очень высокой культурой поведения на дорогах, неуважением к другим участникам дорожного движения. Поэтому удивляться такой неблагоприятной статистике не приходится.
Примечателен один факт, который для меня остается поразительным – из месяца в месяц в городах регистрируется немалое количество наездов на пешеходов. Если водитель придерживается установленной для езды внутри города скорости (от 40 до 60 км/ч), то избежать наезда очень легко. Конечно, часть вины в иных случаях ложится и на пешеходов, но прежде всего виноваты те, кто, сев за руль, не видит ничего вокруг и перед собой, думает лишь о том, как бы первым проскочить.
Если наезды на пешеходов – это бич городского трафика, то подавляющее большинство тяжелых аварий – столкновение машин друг с другом, опрокидываний и т.д. – имеет место на федеральных автотрассах. Причины те же – преступная безбашенность и лихачество.
Сегодня значительная часть автодорог, в том числе федеральных, не отвечает возросшим в связи с увеличением числа автотранспорта требованиям и качественно иным нагрузкам дорожного движения.
Еще одна причина большого числа тяжелых последствий автоаварий – отсутствие своевременной медицинской помощи.
Порядок на дорогах напрямую зависит и от принципиальности автоинспекторов. У нас иногда приходится видеть, как автомобиль (чаще всего дорогая и мощная иномарка) на предельной скорости пролетает по центральным городским улицам на глазах индифферентных к этому сотрудников ГИБДД, ДПС. А останавливают и штрафуют в основном водителей скромных автомашин. Похоже, некоторым автоинспекторам не хватает жесткости и воли в вопросах борьбы с нарушителями.
Сегодня стало ясно, что автодорожная безопасность вошла в ранг национальных проблем. И заниматься ею должна не только ГИБДД.
В январе этого года в рамках поручения Владимира Путина Правительством РФ была подписана Стратегия повышения безопасности в Российской Федерации на 2018-2024 годы.
В поддержку этой программы во всех регионах России проводится широкомасштабная информационно-
просветительская кампания «Культура на дорогах». Ее организатором является Российский союз автостраховщиков при поддержке Госавтоинспекции Министерства внутренних дел РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства образования и науки РФ, экспертного центра «Движение без опасности».
3 декабря кампания стартовала в Дагестане. В ее рамках проводились информационно-просветительские акции. Участники проводили беседы с водителями на автозаправках, объясняя, насколько важно соблюдать дистанцию и вовремя нажать на педаль тормоза. Они показали, какой тормозной путь проходит машина при минимальной скорости, чем чревато превышение скорости на дороге.
Владельцам автомобилей также предложили пройти тест. Им выдали специальные очки, которые мешают координации движения, и попросили обойти конусы и пожать руку инструктору. Как объяснил один из координаторов акции Владимир Бахарев, очки уводят центр зрения в сторону, имитируя ситуацию, когда человек находится в состоянии алкогольного опьянения.
По словам президента экспертного центра «Движение без опасности» Натальи Агре, проект «Культура на дорогах» длится более 10 лет. С его помощью удалось повлиять на ситуацию с аварийностью.
«Когда мы начинали, ежегодно в ДТП гибли 36 тысяч россиян. Сейчас этот показатель снизился до 19 тысяч. Мы начинали работу с ремней безопасности. Согласно статистике, число пристегивающихся не доходило до четверти. Сейчас, как показывают опросы, пристегиваются более 80%. То же самое с использованием детских автокресел», – говорит Наталья Агре.
По ее словам, в рамках Стратегии повышения безопасности дорожного движения поставлена задача к 2030 году максимально приблизиться к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях.