Волонтёры здоровья
В последние годы в стране, а теперь уже и в нашей республике, широко развивается волонтёрское движение. Наша прогрессивная молодёжь добровольно помогает в проведении всех общественно значимых акций.
Вот и в это тревожное время коронавирусной пандемии многие студенты вступили в ряды всероссийского общественного движения «Волонтёры-медики», чтобы быть полезными своим землякам. Дагестанское отделение этой общественной организации оказывает консультативную помощь гражданам, обратившимся на горячую линию республиканского Минздрава по вопросам коронавируса, а располагаются волонтёры в Республиканском центре медицины катастроф.
Побывав в волонтёрском колл-центре, я побеседовал с заместителем регионального координатора всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики» Курбаном Гаджимагомедовым. Он рассказал, что для волонтёров в Центре выделен кабинет, а также зарезервировано несколько компьютеров в диспетчерском отделе на случай увеличения количества звонков. По словам Курбана Гаджимагомедова, горячая линия работает круглосуточно, её обслуживают четыре смены волонтёров: первая — с 8.00 до 13.00 часов, вторая — с 13.00 до 17.00, третья — с 17.00 до 21.00 и последняя — с 21.00 вечера до 8.00 утра. Ночные смены, как правило, всегда за парнями. На дежурство приходят не только студенты ДГМУ, но и добровольцы из других вузов, все они прошли ускоренный курс о коронавирусной инфекции. Кроме того, до них доводится вся новая поступающая информация по этой теме.
— Мы приступили к работе 26 марта. На нас обрушился вал телефонных звонков, даже четверо дежурных волонтёров не успевали отвечать на все звонки, и приходилось вызывать людей на подмогу. Сейчас же наблюдается спад активности, и на этой работе справляются двое дежурных. Когда в республике были приняты жёсткие карантинные меры, то люди звонили по самым разным поводам: от возмущения ограничением движения на дорогах и до выяснения различных финансовых вопросов, но больше всего, конечно, интересовались симптомами коронавирусной инфекции, тем, как она проявляется и чем отличается от обычных простудных заболеваний, а также наиболее действенными профилактическими мерами. Всем приезжающим в эти дни из Москвы или из-за рубежа мы рекомендовали две недели находиться дома на самоизоляции, а если появятся симптомы заболевания, то немедленно обращаться к участковому врачу, — рассказывает Курбан Гаджимагомедов.
Я попал на пересменку, которая проходит в 13.00 часов, и одна из волонтёров — студентка 5 курса ДГМУ Хадижат Лахикова — согласилась, чтобы я некоторое время подежурил вместе с ней. За утро она успела пройти дистанционный инструктаж и пришла на дежурство. И хотя в последнее время граждане звонят не так интенсивно, тем не менее за четверть часа Хадижат успела переговорить с тремя обратившимися за консультациями людьми. Один из них интересовался симптомами коронавируса (это несмотря на обилие подобной информации на всех телеканалах, в Интернете и мобильных телефонах. — Прим. автора), другой клиент пытался узнать, какую финансовую помощь можно получить, третий консультируемый интересовался правилами постановки на учёт безработного.
Хадижат спокойно разъясняла каждому, где можно получить полную и достоверную информацию по интересующим их вопросам, сообщала людям контактные номера телефонов соответствующих министерств и ведомств. Поддержку получали даже те, кто обращался не по адресу.
— Сегодня звонят спокойные и вежливые люди, — заметила девушка-волонтёр, — но так бывает не всегда. Иногда люди звонят в плохом настроении, кто-то пытается вывести из себя, другие глупо шутят, но мы стараемся не реагировать на провокации.
Курбан соглашается с Хадижат и добавляет, что часто шутники и «негативщики» – это люди уже довольно взрослые.
— У меня однажды был 40-минутный телефонный разговор с человеком, который пытался мне рассказать, как надо бороться с коронавирусом, мотивируя это тем, что он знает об этом больше. Возможно, ему просто хотелось пообщаться с кем-нибудь, — улыбаясь, рассказывает Курбан.
Кроме волонтёров в кабинете круглосуточно находится кто-то из врачей Центра медицины катастроф, и если у человека есть конкретные симптомы, жалобы на недомогание, то в разговор включается уже дежурный медик.
Меня удивило, с каким пониманием молодые люди относятся к неприятным, а иногда и глупым звонкам. Когда наблюдаешь за этим, хочется сказать тем, кто находится на другом конце провода: «Люди, будьте взаимно вежливы! Ведь волонтёры стараются для вас, оставив свои дела и жертвуя личным временем». Мы все верим, что скоро болезнь отступит и все мы, в том числе и волонтёры, займёмся привычными каждодневными делами. А пока волонтёры дежурят у мониторов и готовы ответить на все поступающие звонки.