Вольты против литров: чья возьмёт?
Тема экологической безопасности нашей планеты из года в год становится всё острее. И то, что её обсуждение в последнее время выносится уже на высочайший уровень, говорит о растущей в прогрессии проблеме. Автомобили в этом плане неслабо «подливают керосина». Потому и интерес к производству и использованию альтернативных двигателей вполне оправдан. Но верным ли путём идёт человечество, спасаясь от самоуничтожения? Как выясняется, не совсем.
Простой вопрос: какие автомобили безопаснее для окружающей среды – на электрической тяге или с двигателем внутреннего сгорания? Не особо разбирающийся человек, не задумываясь, ответит: «электроники». И будет неправ. Несмотря на кажущиеся преимущества бесшумные электрокары всё же наносят урон экологии.
Начнем с того, что при производстве и утилизации батарей природа страдает куда сильнее, чем от бензиновых двигателей. К тому же учёные установили, что на каждый выработанный киловатт-час энергии для электромобилей в воздух выбрасывается до 274 граммов углекислого газа. При этом на киловатт-час энергии, вырабатываемой при сжигании бензина в двигателях внутреннего сгорания, углекислотный выброс не превышает 180 граммов.
Не стоит забывать и о «еде» электрокаров. Владимир Подольский, генеральный директор Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс», в своей статье «Беcшумное зло: экологичность электромобилей – это миф», опубликованной на сайте РТП, приводит следующие данные. «В настоящее время основными источниками электроэнергии во всём мире являются именно тепловые станции, 40 % от объёмов выработки приходится на генерирующие объекты, работающие на угле и торфе, ещё 22 % – на газе и 5 % – на фракциях нефти. В расчёте на единицу получаемой энергии степень экологической опасности ТЭС гораздо большая, чем от работы бензиновых и дизельных двигателей, поскольку к минимизации загрязнённости выхлопов современных машин во всём мире выдвигаются жёсткие требования.
Что же попадает в воздух над тепловыми станциями? Помимо углекислого газа это зола,
ангидриды, оксид азота, соли натрия, соединения ванадия, мышьяк и диоксины. Кроме того, угольные станции в
совокупности потребляют колоссальное количество воды, сопоставимое с объёмом, который за аналогичный временной промежуток удовлетворил бы потребности 5 миллиардов человек. В международном энергетическом агентстве полагают, что в силу увеличения мощностей ТЭС показатель водопользования станций вырастет вдвое уже к 2035 году».
Специалисты Научно-технического университета Норвегии сделали безапелляционный вывод – внедрение электромобильного транспорта в тех регионах, обеспечение энергией которых осуществляется на станциях путём сжигания угля, нефти или лингита, с экологической точки зрения попросту бессмысленно, поясняет эксперт.
А в нашей стране с созданием электромобилей как-то сразу не задалось. Да, попытки предпринимались, но ни одна из них так и не стала следствием упорного труда, использования инновационных подходов и финального запуска промышленного производства. Но даже в случае серийного выпуска это знакомство с капитальными сложностями при снижающемся заряде.
В России в плане количества электроколонок дефицит сотого уровня. Экспериментировать с дальними поездками с семьей точно не стоит: докатив до вожделенной «розетки», можно упереться в очередь. И даже если она будет состоять всего-то из пары машин, ожидание может занять сутки, учитывая скорость дозаправки батарей. А в Махачкале с ее средневековыми сетями… Так что пока достоинство авто – экологичность – тут скромно стоит в сторонке.
Попытки того же АвтоВАЗа начать серийный выпуск электромобилей на базе Kalina и Vesta тоже закончились провалом. На выхлопе российские седаны на электрических батареях получались уж слишком дорогими даже для отечественных авто, не отличающихся скромными аппетитами при формировании ценовой политики.
Однако упорству отечественного автомобильного гиганта можно позавидовать. Вряд ли стоит связывать очередной уклон в сторону создания экологичных машин с призывом
Кудрина «слезть с нефтяной иглы», но все же АвтоВАЗ в обозримом будущем может представить электрическую модель Lada Aura, возможно, построенную на базе Nissan Micra предыдущей генерации.
И тут, как в плохом анекдоте, когда есть две новости. Позитив в том, что новинка по цене может оказаться дешевле вазовской Granta, во что верится с большим трудом, а в плане внешности будет превосходить Hyundai Solaris, как считают эксперты. Но ложку дёгтя добавляет предположение, что электрокар Aura вряд ли станет серийной моделью. Автоаналитики ожидают, что новинка скорее будет представлена в качестве концептуального прототипа. Больше склоняются и к тому, что авто станет относиться к сегменту HEV, а не PHEV, так как в стране пока недостаточно развита инфраструктура для полностью электрического транспорта.
В очередной раз выходит, что телегу – теперь уже электрическую – ставят впереди лошади. Все эти задумки назвать достойными реального интереса можно будет лишь тогда, когда количество зарядных станций станет соответствовать количеству колесящих по стране «электроников». Будут ли цены доступными? Вряд ли. Сомнений не вызывает другое: рано или поздно, но закончится эпоха внутреннего сгорания.
Как информирует ТАСС со ссылкой на агентство Reuters, ведущие мировые автопроизводители планируют потратить к 2030 году $515 млрд на электромобили и аккумуляторы для достижения всё более жестких целей по декарбонизации, устанавливаемых различными странами, и перехода на выпуск исключительно электрокаров.
«Менее трех лет назад объем таких инвестиций, по данным агентства, оценивался в $300 млрд. Лидером в этой области выступает германский автоконцерн Volkswagen, который намерен израсходовать на электромобили и аккумуляторы в ближайшее десятилетие почти $110 млрд. Совокупные же затраты в этой сфере немецких компаний, в том числе Daimler и BMW,
составят к 2030 году $185 млрд», – пишет ТАСС.
По информации источника, американские гиганты General Motors и Ford Motor планируют потратить до 2025 года почти $60 млрд на разработку и производство электромобилей. Автомобилестроительные компании из Китая при содействии европейских и американских
партнеров объявили о вложениях в электрокары в ближайшее десятилетие до $100 млрд. Отстают в этом отношении японские компании. Совокупные обязательства Honda, Toyota Motor и Nissan в этой сфере достигают, как указывает Reuters, $40 млрд.
«Целый ряд ведущих мировых автопроизводителей уже
объявил о переходе в ближайшие годы на выпуск электромобилей. Полностью перейти на производство электромобилей к 2030 году намерена компания Rolls-Royce. Перейти к 2035 году по большей части на выпуск машин с электродвигателями рассчитывает, в частности, американская автомобилестроительная компания General Motors. В ближайшие годы переориентироваться на производство таких транспортных средств намерены и такие британские автопроизводители, как Jaguar Land Rover, Bentley Motors и McLaren.
По прогнозам международного энергетического агентства, при сохранении нынешних тенденций количество электромобилей, включая фургоны, грузовики и автобусы, на дорогах мира достигнет 145 млн к 2030 году», – следует из сообщения информагентства.
В то же время, по мнению Владимира Подольского, в силу дороговизны и несовершенства технических характеристик электромобилей единственным их преимуществом перед обычными машинами является отсутствие загрязняющих выхлопов. «Очевидно, что если явных экологических преимуществ электромоторов перед двигателями внутреннего сгорания не окажется, а уж тем более в случае, если достоверно выяснится, что электромобили наносят больший вред природе, то они наверняка сдадут завоёванные позиции и полностью утратят шанс вытеснить бензиновые автомашины в будущем», – считает эксперт.