«Воспитанные» гаджетами
Часто можно услышать при разговоре родителей, что их трехлетнее чадо вовсю разбирается в телефонах и в других гаджетах. При этом под словом «разбираться» подразумевают умение включить мультик, хотя такие навыки с успехом осваивают даже животные, как кот в одном из роликов видео-хостинга Yuotube (Ютюб)…
По данным Всемирной организации здравоохранения, ребенок до 10 лет за телевизором и компьютером проводит в среднем до 70 часов в неделю, в то время как беседа с родителями занимает у него всего 3 часа за такой же период. В итоге реально подрастающее поколение «воспитывают» уже СМИ и развлекательный контент. Хорошо это или нет, обсуждали в Махачкалинском центре повышения квалификации на заседании круглого стола по теме: «СМИ – общество – образование: проблемы медиабезопасности».
Открывая мероприятие, директор центра, д.э.н. Магомед Абакаров остановился на роли и ответственности родителей и педагогов по контролю за детьми и информационным контентом. По его сведениям, в некоторых школах просто отключали Интернет за посещение деструктивных сайтов. Хотя в то же время отметил, что отключение – это не выход.
По мнению председателя РОО «Ассоциация ученых-педагогов Дагестана» Магомеда Рамазанова, потенциал религии в деле духовно-нравственного воспитания молодежи используется недостаточно, отсюда и влечение ко всякого рода сайтам с сомнительным содержанием. Хотя такой призыв мы слышим с начала 90-х годов. В образовании надо переходить на новые средства передачи учебного материала, отходить от традиционных лекций и библиотек и разумно пользоваться Интернетом в образовательных целях. Тут, как говорится, важно не выплеснуть ребенка с водой. Дело в том, что многие вузы мира, наоборот, свою образовательную политику строят на консервативных принципах: посещение библиотек, запись лекций, жесткий контроль за просмотром телепередач.
Наверняка наши педагоги знакомы с исследованиями по влиянию навыков письма на развитие подростка и как пагубно сказывается на формировании речи и структурного мышления обучение только при помощи клавиатуры или сенсорного экрана. Именно массовый отход от традиционного письма многие исследователи связывают с развитием так называемого «клипового мышления», при котором человек не способен удерживать большие объемы информации и сопоставлять события и факты. Заведующий кафедрой отделения журналистики филфака ДГУ, к.и.н. Гамид Магомедов и руководитель Даготделения партии «Яблоко», доцент ЮФУ Альберт Эседов отметили этические аспекты культуры речи журналистов. По их мнению, сейчас все зависит от подачи материала журналистами. Но зачастую в рыночных отношениях некоторые журналисты используют «жареные» новости, чтобы увеличить продажу или посещаемость того или иного издания, что приводит к дезинформации населения или однобокости подаваемой информации. В одном издании вышла новость под заголовком «Махачкалу» взорвали», хотя речь шла о плановом сносе старой стелы на въезде в город, на которой было написано «Махачкала».
Модератор круглого стола, кандидат политических наук, журналист и советник директора МЦПК Эдуард Эмиров отметил экономическую (а значит, и политическую) зависимость СМИ от учредителей. По его мнению, важно определить механизм, обеспечивающий объективность информации, и таким механизмом может быть плюрализм. Общественник по правам человека Гасан Айгунов, руководитель движения «Матери России» Таиса Магомедова и учитель лицея-интерната «Центр одаренных детей» Разитта Гаджиханова говорили о медиабезопасности в контексте новых законов об охране прав несовершеннолетних. Об этом же говорили профсоюзный активист Магомед Амиродинов, руководитель Агентства журналистских расследований Магомедбек Салтинский, представитель Миннаца РД Аслудин Пирилаев, руководитель Детской филармонии, заслуженный деятель искусств РД Юрий Ханжов.
Участники круглого стола предложили Министерству образования и науки РД провести форум «Формирование безопасной информационной среды для детей и подростков». Также рекомендовано профильным ведомствам создать программы и проекты, ориентированные на обучение будущих педагогов, и ввести специальные курсы «Современная детская информационная среда», «Образование и проблемы медиабезопасности», а Центрам по повышению квалификации педагогических кадров — обеспечить подготовку преподавателей и учителей по соответствующим курсам.
Медиабезопасность — тема сейчас актуальная, ведь результаты кибератак и манипуляций через социальные сети мы видим практически ежедневно. Начиная с банального вранья (фейк) и заканчивая трагически известными случаями суицида после массового увлечения детей и подростков смертельной игрой «Синий кит»… Не так давно на V Международной научно-практической конференции «Противодействие экстремизму и терроризму в цифровом мире», проходившей в Дагестане, зам. начальника управления «И» аппарата Национального антитеррористического комитета Андрей Кокоуров проинформировал Главу республики Владимира Васильева, что в особую группу риска все чаще вовлекаются несовершеннолетние через соцсети. Причем сегодня идеологи терроризма говорят своим подопечным не выезжать за пределы страны, а оставаться на местах и создавать спящие ячейки. Появился даже такой модный тренд — «Одинокий волк джихада».
В ответ на такой вызов силовые ведомства разработали технологии, позволяющие узнать, какие предпочтения у пользователя только по просмотру новостных лент, неважно — поставили вы лайк или нет. Будем надеяться, что совместная работа педагогов, родителей и новые разработки в области контроля позволят уберечь наших детей от любых попыток кибер-манипуляторов и интернет-террористов.