X
08:14 18.12.2019

Воспитать в себе патриота

Недавно вышла в свет книга «Экстремизм и терроризм: современное состояние и противодействие» Заида Абдулагатова, заведующего отделом социологии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН. Говорим с автором о патриотическом воспитании молодежи в условиях светского государства.

– Главная опасность, на мой взгляд, не в том, что мы называем экстремизмом, – говорит Заид Магомедович. – Я использую другое понятие – экстремальное сознание. Если человек свои отношения с государством строит на основе доминирования религиозных ценностей, то это уже экстремальность сознания.

В определенных обстоятельствах оно может выйти на практический уровень. Опасно, когда школьники говорят, что главная их идентичность религиозная, а не государственная. Это, я считаю, экстремальное сознание, потому что мы живем в светском государстве, которое должно являться главной нашей защитой. А современные проблемы воспитательной работы в школе как раз в дуализме подхода, в смешивании светского и религиозного направлений.

– В первую очередь сами родители, выросшие в советскую эпоху на идеях приоритета общественных ценностей, сегодня автоматически восприняли религиозную идеологию, ведь она во многом повторяет идею приоритета общественных ценностей…

– Я вообще других институтов воспитания не могу найти достаточно мощных и хорошо оформленных. Когда я спрашиваю учителей, должны ли мы воспитывать в детях патриотизм, только одна треть отвечает утвердительно. Среди молодых ученых такого мнения придерживаются лишь 22%, у старшего поколения показатели намного выше – до 40% и больше. И это прямой результат многолетнего воздействия на общество идей либерализма.

Проблема в том, что, оставаясь в рамках традиционной культуры, мы адаптировать молодого человека к современным условиям не сможем. Он должен быстро добиваться своих целей, эффективно решать социальные проблемы. А постоянная оглядка на коллективные ценности его притормаживает, он становится неконкурентоспособным. В условиях, когда идут мощные, фундаментальные, трансформационные процессы, традиционная культура, предписанные нормы, жизнь по привычным установкам начинают давать сбой, и дети видят, что родители не могут научить их самому важному в адаптации к современному миру.

Когда мы провели исследование среди молодежи, то лишь 4% хотели походить на своих учителей, еще меньше – быть похожими на имамов своих мечетей. Значит, они не могут научить тому, чтобы молодой человек стал успешным и реализовал себя в жизни. Да что говорить, даже родители не имеют такого авторитета. Обычно мальчики хотят быть похожими на отца, а девочки на мать, но и этот показатель ужасающе мал – всего 17-20%, и то среди совсем еще маленьких детей. Остальные находят себе героев в Интернете, в фильмах.

– Если в семьях разделены поколения, как нам в подобных условиях решать проблемы экстремизма и терроризма?

– Начнем с того, что в светском государстве господствующей и доминирующей должна быть светская идеология. Школа – это очень большая площадка в смысле профилактики экстремизма, но эта площадка не работает. Поскольку школы немотивированы, перегружены бумажной волокитой, совершенно ненужной отчетностью. Государство должно иметь свою воспитательную политику в этом плане.

Никто и не ожидал, что с экстремизмом, с экстремальным мышлением справиться будет легко, но ученые этим занимаются, и это обнадеживает. И стране нужна своя идеология. Конституция – не догма, в нее можно вносить поправки…

Кроме того, когда мы говорим об идеологии, я считаю, что она должна опираться на науку. Вот министр печати и информации Дагестана Сергей Снегирев доходчиво поясняет, что нельзя научную идеологию путать с информационным противодействием экстремизму, это не одно и то же. За информационным противодействием должна стоять научно обоснованная идеология. Но она не всегда совпадает с идеологией государственной, политической.

Семья и школа должны обратить внимание на то, что воспитание исключительно только на основе религиозных ценностей может сослужить нам плохую службу. Оно должно быть, но с учетом приоритетов светского государства.

– Ислам – религия, давшая миру большой научный толчок в свое время, она всеми силами способствует и призывает к развитию науки, к развитию человека, его интеллекта. Сейчас что-то изменилось?

– Есть в исламе понятие «ижтихад», что означает усилия мусульман по адаптации к современному миру, его новшествам. По мнению мусульманских ученых, начиная с X-XII веков исламское религиозное сознание начало терять свою жесткую структуру и четко обозначенную конфигурацию, исламская культура якобы могла потерять свою первоначальную значимость. И тогда ижтихад стал менее заметен.

Но как пример могу привести Татарстан, где есть активные сторонники ижтихада, адаптации к современности, освоения даже европейской культуры, других культурных ценностей. Эта процедура ассимиляции у нас слабо развита. Но я не сомневаюсь, что дагестанский ислам имеет возможность вернуться к этому процессу: у нас очень сильные алимы, они хорошо знают историю и современность.

Я убежден, что научная идеология может сыграть колоссальную роль в формировании государственной политической идеологии. Но самая большая проблема в том, что эксперты в разных сферах нашей общественной жизни не пришли к единому мнению о том, как мы должны это решить. Эта моя убежденность сильна еще и потому, что каждая подобная встреча заканчивается конфликтом. Если сами эксперты не могут прийти к общему мнению, то к какому консенсусу может прийти наше многонациональное и многоконфессиональное общество?

– Спасибо вам за откровенность, Заид Магомедович. Да никто и не ожидал, что с экстремизмом, с экстремальным мышлением справиться будет легко, но ученые этим занимаются, и это обнадеживает. И стране нужна своя идеология. Конституция – не догма, в нее можно вносить поправки.

— Молодежи нужно посоветовать опираться на те ориентиры, что ближе сердцу, применять в развитии все технологии, научные разработки, все то, что дает современный мир человеку, чтобы воспитывать в себе патриота России.

Статьи из «Общество»

Хранители народных традиций

4
Старейшины во все времена были и есть базисными личностями дагестанского общества, его духовным ресурсом. За долгие годы жизни и деятельности на благо республики...

Честь папахи Хабиба

5
Наш разговор о национальной гордости Дагестана и России, непревзойденном бойце смешанных...

Индустрия гостеприимства

2
Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», реализуемый в стране, дает всё...

Тепло Земли – людям

9
Если человек смолоду понимает своё предназначение, то вся его дальнейшая жизнь складывается...

Нам есть что защищать!

25
Наступивший 2025-й Президент Российской Федерации Владимир Путин предложил назвать Годом...

Удачный год лётчика Юсупа Акаева

19
Выдающийся летчик, Герой Советского Союза Юсуп Акаев (на...

Красный флаг над стенами рейхстага

14
Наступивший 2025 год – особенный. Это год 80-летия Великой...

Оставляем след в истории

11
Планета Земля окутана разными сферами: экзосфера, термосфера, стратосфера, тропосфера и другие, которые и образуют нашу атмосферу – воздушную обитель...

Встреча с инспектором ДПС

9
Имеет ли право инспектор ГАИ интересоваться подробностями личной жизни водителя, задавая...

Похищение рыжей

11
Однажды Магомед Сулиманов, человек, способный на самые сногсшибательные поступки, позвонив...

Говорящая «аварийка»

5
Кнопка с красным треугольником превратилась в универсальное средство коммуникации на дороге. При этом «аварийка», напомним, была задумана совсем не для того,...

Советский джип ГАЗ-69

10
История знаменитого ГАЗ-69 началась в 1946 году, когда Советскому Союзу потребовался новый...