X
09:41 21.05.2024

Востребованность международной правовой помощи

Управление Минюста РФ по РД
Выпуск - 2024 № 71
39

Международное право разделяет международную правовую помощь на две составляющие, которые соответственно относятся к международному публичному и частному праву: международная правовая помощь по уголовным делам и международная правовая помощь по гражданским и семейным делам.

Рассматривая правовую помощь по уголовным делам, важно отметить, что эта совокупность норм может рассматриваться в качестве института международного уголовного права. Многие исследователи полагали, что правовая помощь, оказываемая в области уголовных дел на международном уровне, представляет собой элемент мирового сотрудничества в борьбе с преступностью. Этот институт, в первую очередь, концентрируется на реализации правовых норм уголовного судопроизводства. Он имеет вспомогательное значение в процессе борьбы с преступниками и их действиями. Наряду с этим, международная правовая помощь в сфере уголовного права это не только международные нормы, используемые при сотрудничестве стран, но и организационные механизмы, которые сформированы на их основе.

Аналогично можно охарактеризовать и институт международной правовой помощи в области гражданских и семейных дел, который развивается в системе международного частного права. Цель этого института заключается в помощи стран друг другу в ходе осуществления правосудия по делам семейного и гражданского права. Он включает в свой состав также процессуальные и материальные нормы.

Сотрудничество государств обеспечивается увеличением контактов между гражданами вне зависимости от места их жительства и гражданства. В изучении вопросов взаимодействия разных стран особое место занимают правовые средства и методы урегулирования отношений.

В современном обществе все более существенное значение отводится вопросам организации международной правовой помощи, которая представляет собой ряд законодательных норм, направленных на оказание содействия в решении спорных ситуаций. Следует отметить, что к данному виду правовой помощи обращаются при решении как финансово-экономических, так и семейных отношений, включающих в свое содержание иностранный компонент.

Министерство юстиции является федеральным органом исполнительной власти страны, которая реализует политику государства в области правового регулирования и координирующей указанную деятельность в отношении иных органов исполнительной власти.

Возрастанию роли международных правовых отношений способствовал распад Советского Союза и появление ряда самостоятельных государств, сотрудничество между которыми стало осуществляться на основе применения международного права.

Распад Советского Союза не смог ликвидировать гражданско-правовые связи, которые состоят из хозяйственных, семейных, трудовых, наследственных и других отношений. Данные связи появились между людьми разных республик единого государства, оказавшихся в настоящее время на территориях независимых друг от друга стран. Возникновение и урегулирование отношений подобного рода на территориях самостоятельных государств приобретает международный характер.

Внутреннее законодательство страны и сам субъект, нуждающийся в данной помощи, оказывают существенное воздействие на порядок предоставления международной правовой помощи, сроки ее осуществления и содержание в целом.

Существенную роль в регулировании правовых отношений в области предоставления международной помощи занимала также Конвенция о правовой помощи в отношении уголовных, гражданских и семейных дел (1993 г.).

Но с 28 июня 2023 года вступила в силу Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Кишиневе 7 октября 2002 года (далее – Конвенция 2002 года) – международный договор в рамках СНГ, призванный обеспечить гражданам каждой из договаривающихся сторон и другим лицам, проживающим на их территории, правовую защиту личных, имущественных и неимущественных прав. Её положения также определяют порядок взаимодействия учреждений юстиции и других органов, оказывающих взаимную правовую помощь.

В соответствии с пунктом 3 статьи 120 Конвенции 2002 года между её государствами-участниками (Россия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан) прекращает свое действие Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 года. В отношениях с Украиной (до 19 мая 2024 года), Грузией, Республикой Молдова и Туркменистаном продолжает действовать Минская конвенция 1993 года.

Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2023 года № 349 определены центральные, территориальные и другие органы Российской Федерации, уполномоченные на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами других государств-участников Конвенции 2002 года.

Центральными органами Российской Федерации, уполномоченными на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами государств-участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. (далее – Конвенция), являются:

Верховный Суд Российской Федерации – по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

Министерство юстиции Российской Федерации – по вопросам судебной деятельности всех судов (за исключением вопросов судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации), а также по всем вопросам оказания правовой помощи по гражданским и семейным делам;

Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации – по делам о преступлениях и иным вопросам, относящимся к их компетенции;

Генеральная прокуратура Российской Федерации – по иным вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам;

б) территориальными и иными органами, уполномоченными на осуществление непосредственного взаимодействия с компетентными органами государств-участников Конвенции, являются:

– территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации;

– следственные органы Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;

– территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном и региональном уровнях;

– территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

в) Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет непосредственное взаимодействие с компетентными органами государств– участников Конвенции по вопросам пересылки документов о трудовом, страховом стаже и других документов, необходимых для осуществления в пределах его компетенции пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования, социального обеспечения и предоставления мер социальной защиты (поддержки).

Значительная часть запросов об оказании международной правовой помощи, поступающих в Управление Минюста России по Республике Дагестан (далее – Управление), связано с рассмотрением вопроса о наличии или отсутствии гражданства стран СНГ.

Рассматриваются вопросы об оказании международной правовой помощи, связанные с рассмотрением российскими и иностранными судами гражданских, уголовных или арбитражных дел, в которых один или несколько участников судебного процесса находятся вне пределов государства, в котором ведется судопроизводство.

Помимо вопросов правовой помощи и правовых отношений по гражданским, уголовным делам, договоры регламентируют и вопросы оказания помощи по семейным и наследственным делам.

Так, в 2023 году в адрес Управления поступило 80 запросов об оказании международной правовой помощи, 60 запросов в 2022 году. Из них 58 запросов об истребовании личных документов, в 2022 году 42 запроса об истребовании личных документов. Также в 2023 году было обработано 6 запросов об оказании содействия в истребовании сведений о наличии или отсутствии завещания, наследственного дела, тогда как в 2022 году обработано 16. Основным направлением запросов об оказании содействия в истребовании личных документов являлись Азербайджан, Туркменистан, Казахстан.

Следует отметить, что наблюдается тенденция к повышению документооборота в сфере оказания международной правовой помощи, что говорит о востребованности международной правовой помощи. Таким образом, оказание международной помощи в решении вопросов граждан приобретает все более существенное практическое значение в современном мире.

Статьи из «Общество»

Флаг на вершине

13
Вот уже восьмой год я устанавливаю на горной вершине, что напротив родного аула Тинди...

Фейковые войны: сосуд, наполненный огнем

28
Фейковые войны, сравнимые по силе воздействия с...

Каким будет Избербаш будущего

22
Избербаш – уютный город у моря, привлекающий удобными песчаными пляжами, целебными...

Гараж и коррозия

17
Любой автовладелец мечтает о гараже. Казалось бы, гараж – идеальное место для хранения...

Украсть за 60 секунд

10
Несмотря на усилия правоохранительных органов, статистика угона машин не идет на спад. В...

Как заказать авто из Китая?

10
Известно, что покупка автомобиля напрямую из Китая может ­сэкономить до 30 % от цены...

Генерал, не знавший поражений

22
Он был храбрым воином и выдающимся полководцем, одним из...

Танковая колонна

6
Во время Великой Отечественной войны каждый шестой танк и самолет были построены на...

Народная война

36
В предстоящее воскресенье, 29 июня, в России отмечают День партизан и подпольщиков. В Год...