Воздавая должное
Талантливый ученый-исследователь, профессор Магомед Абдуллаев (на снимке) часто и интересно выступает на страницах «Дагестанской правды». Благодаря его исследованиям впервые научно признано, что в досоветском Дагестане были своя оригинальная письменность, солидные научные, философские и поэтические традиции. Его работа «Мыслители Дагестана XIX и нач. XX вв.» (Махачкала, 1962 г.) вызвала негативную реакцию партийно-советских органов и научной общественности республики.
Автора отозвали из докторантуры и долго обсуждали, вернее будет сказать, осуждали его труд, приписывая автору ярлыки «неуча», «защитника ислама и мусульманской культуры». Было принято решение изъять книгу как идейно чуждую, кроме того, приостановили выход еще 17 его работ, но М. А. Абдуллаев, убежденный в правоте начатого дела, продолжал поднимать одни пласты культурно-философского наследия за другими и добился признания своих методологических подходов и оценок. Подтверждением этого стали его капитальная монография «Мыслители Дагестана» (досоветский период, Махачкала, 2007 г.).
Книга эта вызывает особое чувство гордости за наш Дагестан, глубокое уважение к автору. Исследование получило самые высокие отзывы у авторитетных представителей философской и научной мысли России. В частности, бывший директор Института философии РАН, академик А. А. Гусейнов в предисловии к книге писал: «Можно сказать, что исследование М. А. Абдуллаева – событие в академической жизни. Сделанное в этой области им должно быть оценено очень высоко. Даже слова научный подвиг не были бы излишними в данном случае». И далее: «Абдуллаев М. А. создал и многие годы возглавляет дагестанскую философскую школу, удивляет его необычайная научная активность и смелость, широта научных интересов и тематическое разнообразие исследований».
Академик Г.Г. Гамзатов отмечал: «Труды М. А. Абдуллаева будоражили научную общественность, в них затрагивались новые, во многом неизвестные пласты культурно-философского наследия народов Дагестана, оспаривались вульгаризаторские и нигилистические подходы к их восприятию, и сама новизна такой постановки проблемы не оставила равнодушных. Всем еще памятны тяжкие упреки и обидные ярлыки, которых «удостаивался» М. А. Абдуллаев. Теперь все это позади, и мы не можем не осознавать, что дело, за которое так смело взялся М. А. Абдуллаев, было в сущности началом нового направления в научном осмыслении и интерпретации духовного прошлого народов Дагестана».
После отзыва Г. Г. Гамзатова прошло более 30 лет, и за эти годы М. А. Абдуллаев опубликовал более 100 работ по данной проблематике. Научные заслуги М. А. Абдуллаева не могли не быть отмеченными. Он лауреат 7 государственных и общественных премий страны, автор 30 монографий, 9 учебников и учебных пособий, допущенных в качестве учебной литературы для вузов и аспирантуры, более 40 глав в коллективных монографиях и статей в научных сборниках и журналах. Его статьи появляются в центральных и в местных газетах и пользуются популярностью. Он многие годы был главным редактором журнала «Научный мир», издаваемого фондом им. Абдурахмана ас-Сугури.
— Монографии М. А. Абдуллаева имеют большое значение для воспитания чувства и осознания национальной гордости народов Дагестана. Они убедительно показывают, что дагестанцы в досоветский период поднялись на высокую для того времени ступень интеллектуального развития. Их культура состояла не только из того, что было создано в Дагестане и вне Дагестана, но и из того, что было воспринято ими и в мусульманских окраинах России, и в странах зарубежного мусульманского Востока.
В ней хорошо показано, что у народов Дагестана существовали единые образовательные традиции, не ограниченные и не связанные с этническими отношениями. Муталимы — учащиеся медресе могли выбрать селение, где имелись популярные медресе или мударисы, и поехать туда на учебу. При этом ни язык, ни этническая принадлежность не становились препятствием, они чувствовали себя как дома.
Академик И.Ю. Крачковский подчеркивал: «Дагестанцы и за пределами своей родины, всюду, куда бы ни закидывала их судьба, оказывались общепризнанными авторитетами для представителей мусульманского мира в целом». Но важно отметить, что побывавшие в странах мусульманского Востока тогда дагестанцы возвращались обогащенными идеями гуманизма, мира и братства мусульман. Об этом свидетельствуют очерки в книге «Мыслители Дагестана» о Мухаммеде Кудутлинском, Дамадане Мегебском, Дауд-Эфенди Усишинском и других, находившихся значительное время в странах зарубежного мусульманского Востока.
Вся книга М. А. Абдуллаева пронизана духом единства народов Дагестана, их культуры, традиции и моральных норм. Нельзя не отметить и другое обстоятельство: автор представляет все течения философской и общественной мысли досоветского периода как проявления идеологического плюрализма единого Дагестана. Отрадно подчеркнуть, что при всем различии взглядов в Дагестане до Гражданской войны не было явного идейного противостояния мыслителей различных направлений. Они не только уживались, но и сотрудничали между собой независимо от идейных убеждений. Это свидетельствует об их высокой нравственной культуре и толерантности.
И сегодня, несмотря на преклонный возраст, Магомед Абдуллаевич вовсе не почивает на лаврах, его девиз – слова Б. Спинозы: «Подлинное удовольствие – это состояние активности». Значит, нас ждут новые интересные исследования.