С помощью беспилотников за два года было выявлено 35 тысяч нарушений ПДД. Нарушение снималось на видео с воздуха, затем водителя останавливали инспекторы, показывали съемку и оформляли протокол. Такая аппаратура эффективна на дорогах с неразвитой инфраструктурой, когда применение обычных камер нецелесообразно по экономическим соображениям.
Руководство ГИБДД планирует расширить сферу применения беспилотных комплексов фиксации и предлагает устанавливать на крышах зданий специальные станции, откуда дроны будут вылетать для мониторинга ситуации на дорогах.
Эта инициатива получила предварительную поддержку в Совете Федерации. Операторы систем видеофиксации нарушений также выразили свою готовность к внедрению нововведений. По мнению экспертов, в условиях дефицита кадров надо изыскивать новые формы контроля без участия человека.
Однако специалисты указывают на немаловажные нюансы, которые могут возникнуть при масштабировании проекта в рамках всей страны. Как рассказали в Министерстве транспорта РД, необходимо законодательно прописать возможность закупки регионами летательных аппаратов для нужд ГИБДД по аналогии со стационарными камерами.
Необходимо также создать систему сертификации беспилотных камер по аналогии с традиционными стационарными и мобильными комплексами. Без выстраивания такой нормативной цепочки штрафы не будут легитимными и в случае оспаривания водителем с большой долей вероятности будут отменены.
Как рассказали в компании «Урбантех», которая является основным оператором систем фиксации нарушений в Дагестане, по существующим правилам все камеры, которые могут фиксировать нарушения в «автомате», могут быть установлены на столбе, опоре либо на транспортном средстве: для штрафов с «воздуха» нужно будет менять законодательство. Кроме того, используемые на дронах камеры имеют недостаточно хорошую оптику, чтобы зафиксировать с высоты нарушение скоростного режима и одновременно четко сфотографировать номер машины в плохую погоду.
В ГИБДД в ответ на это заявляют, что об измерении скорости с помощью беспилотных систем пока речи не идет. Сначала нужно, чтобы гарантированно фиксировались «встречка», обочина и неправильная парковка. Фиксация скоростного режима возможна на следующем этапе развития системы.