Вперед и вверх!


К числу постоянных газетных тем дагестанских СМИ относятся «терроризм и криминал», «политика и расследования», «новости и просвещение», «личность и общество». Акты «терроризма и криминала» СМИ отражали в течение последних лет в особых условиях. Работать приходилось с оглядкой, от случая к случаю. По мере того, как эта тема привлекала внимание, СМИ приобретали все большее значение. Со временем они восприняли эту тему как актуальную, остро политическую и злободневную: «экстремизм, по которому общество, безусловно, должно открыть огонь». Но находятся в творческой среде и те, кто усматривает в религиозном радикализме стремление к свободе.
Необходимость предупреждения актов терроризма подчеркивалась указанием на время действия — XXI век и на место действия — Северный Кавказ. Характерен эпиграф к теме: «Чего не исцеляет лекарство, исцеляет железо; чего не исцеляет железо, исцеляет огонь». Эти слова звучат как призыв лечить общественные язвы «словом, мечом и огнем», где слово — это научные центры, меч — это силовые структуры, а огонь — это средства массовой информации. Слово обращено к тем, кто ответственен за воспитание молодого поколения, меч — к тем, кто встал на путь терроризма с оружием в руках, огонь — всему тому, что служит пропаганде экстремизма.
СМИ рассказывают о террористическом действии в контексте вражды «двух братьев». Один — молодой человек с горячей головой и пылким сердцем. Он выступает с Кораном в руках и громит государство с его законами, громит пороки, взывая к духу героев ислама. Он мечтает об исламской республике как о могучем государстве разума, добра и справедливости, которое далеко превзойдет славу исламского халифата. Его мысли и чувства далеки от реальности. Став на путь радикализма, он действует как представитель воинствующего «гуманизма».
Критика преступлений чиновной знати, верхнего слоя общества, а также духовенства достигает наивысшей силы в проповеди экстремизма. И тут напрашивается аналогия с шиллеровским трагическим образом Карла Моора, который, рассказывая о кольцах, которые он носит, говорит: «Этот рубин я снял с пальца министра, которого замертво положил на охоте к ногам его государя. Он лестью поднялся из ничтожества до положения первого любимца. Падение предшественника было для него ступенькой к высокому сану. Слезы сирот послужили его возвышению… Этот алмаз снят с финансового советника, который продавал почетные чины и должности тем, кто больше даст, и прогонял от своих дверей скорбящего об Отчизне патриота… Этот агат ношу я в честь папы одной с вами масти, которого задушил собственными руками за то, что он открыто, с кафедры, плакался на упадок инквизиции».
В то время как один брат склоняется к экстремизму, разуверившись в возможности борьбы «с тиранией в стране», где либо молчаливо склоняются, либо потворствуют причудам деспотов, другой — продолжает верить. И тот, кто разочаровался, решается на борьбу с обществом. Единственно доступным способом этой борьбы при неразвитости общественных отношений кажется ему разбой, террористические акты против правоохранительных структур, духовенства, богатых и чиновничества.
Но, став террористом, он невольно совершает ряд таких поступков, которые обременяют совесть этого «молодого человека, объявившего открытую войну всему обществу». СМИ дали почувствовать противоречие, оказавшееся роковым: героический дух, жажда подвигов ради того, чтобы покончить с «политической и социальной несправедливостью», и никакого выхода — только разбойничья банда и значит неизбежное нравственное банкротство.
СМИ не просто показывают опасность экстремизма. Терроризм изображен как форма протеста против существующего строя; он — один из видов неорганизованной стихийной борьбы. Но как бы излишне эмоциональны ни были СМИ, есть понимание того, что бунт даже гениального одиночки, индивидуалистический бунт в духе «бури и натиска» не может привести к разрешению насущных общественных и политических проблем современного общества. Есть осознание трагедии поколения «бури и натиска» как трагедии одиночества, трагедии незрелых вождей без масс, без народа, вообразивших, что они что-то могут сделать одни, силою своей пресловутой исключительности. Отвергнув этот путь, путь индивидуалистического бунта, есть возможность подняться над незрелой общественно-политической идеологией «бури и натиска».
СМИ — это воспитатель общества. Идея эстетического воспитания должна стать одной из приоритетных задач. Вместо юношеской веры в возможность устранить бунтарским путем «полицейское государство» СМИ должны предложить путь к очищению через красоту, через убеждения, что только эстетическое развитие человека приведет его к подлинному освобождению, которое выразится в учреждении «эстетического государства».
В непростой политической обстановке нашего времени большая заслуга СМИ была и есть в отстаивании жизнеутверждающих, оптимистических взглядов на перспективы прогрессивного преобразования государственных и общественных порядков.
На страницах СМИ люди хотят видеть новый идеал общества, действующего на началах свободы, права и человеческого достоинства. В этой вере в конечное торжество передовых идей, в пьянящем увлечении свободой, в патетической окрыленности призыва «Вперед и вверх!» — яркая и волнующая особенность роли СМИ в нашем обществе.
Статьи из «Общество»
Мудрость, рожденная в горах

России судьбоносный путь

Гаранты Конституции

Второй век ветерана

Победа в музейных экспонатах

Духовный смысл Курбан-байрама

История одного села: Кубачи

Любовная травма
