90 лет назад, в 1935 году, решением обкома ВКП(б) и Совнаркома Дагестанской АССР был открыт Лакский национальный театр. К торжественному открытию коллектив подготовил постановку «Лудильщики» по пьесе Г. Саидова.
Театр берет свое начало с любительского театрального кружка «Новолуние», который появился в селении Кумух Кази-Кумухского округа ещё в 1914 г. В том году в летний базарный день состоялась премьера первой дагестанской социальной драмы, повествующей о тяжёлой жизни лакских кустарей-отходников.
На показ собралось более трех тысяч человек. Зрители – не только жители Кумуха и близлежащих сел, но и прибывшие на традиционный кумухский базар торговые люди из аварских, даргинских и лезгинских сел – с неподдельным интересом смотрели захватывающий спектакль о горькой судьбе подмастерьев, не нашедших ни достойного заработка, ни человеческого отношения от мастера.

Спектакль имел большой успех и был воспринят как правдивая история тяжелого и бесперспективного труда кустарей, обреченных на нищенское существование.
После установления Советской власти в Дагестане в 1920 году театральный кружок в Кумухе был переведен в статус театра и назывался Советским театром имени Саида Габиева. Репертуар формировался из драматургических произведений местных авторов, ставших впоследствии известными: Муэддина Чаринова, Гасана Гузунова, Магомед-Хана Пашаева, Абдурахмана Омаршаева и Минкаила Алиева. На протяжении нескольких лет активное участие в работе театра принимал молодой дагестанский писатель Эффенди Капиев. Коллектив небольшой – 27 человек, но начало профессиональному национальному театру было положено.
В 1937 г. на сцене с успехом идет революционная пьеса И. Балугова «Казбек». В начале 1938-го в театр пришел дипломированный режиссер – выпускник режиссерского отделения Тбилисского театрального института Павел Джапаридзе. Первой его постановкой была пьеса
Г. Мдивани «Честь».
Вспоминая первые месяцы работы здесь, Джапаридзе писал в своих дневниках: «Встретился я с очень молодым творческим коллективом – артистами Лакского театра. Труппа была маленькой, состояла из одаренных участников сельской художественной самодеятельности. Работали увлеченно, проводили занятия по мастерству актера, сценическому движению, гриму… Я учил их приобретению профессиональных навыков».
Не будучи музыкально-драматическим, театр имел 12 музыкантов в струнном оркестре. Играли лакские народные мелодии и музыку азербайджанских и русских композиторов.
Великая Отечественная война стала тяжёлым испытанием для театра. Работа была прекращена – на фронт ушли тринадцать артистов, практически весь мужской состав труппы. Многие не вернулись. Работавший до войны в театре Якуб Сулейманов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Артисты Шагун Ибрагимова, Гасан Буттаев, Баху Магомедова, Айшат Сайпуева и другие работали на трудовом фронте. Пополнив состав талантливой молодёжью, театр возобновил работу в конце 1943 года.
Уже в мае 1945 г. Лакский театр участвовал в смотре национальных театров Дагестанской АССР, проводимом Управлением по делам искусств при Совнаркоме РСФСР и Всероссийским театральным обществом, приславшим с этой целью в Дагестан специальную комиссию.
Об этом пишет «Дагестанская правда» (№ 102 от 27 мая 1945 года):
«Лакский театр представил на смотр спектакли «Омар и Айшат» М.-Х. Пашаева, «Севиль» Д. Джаббарлы и «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера. Ведь при открытии в 1943-м от прежнего состава осталось только несколько человек. Директор учреждения тов. Балугов приложил немало труда, чтобы возобновить работу театра, пополнив труппу способной молодежью из кружков художественной самодеятельности. За этот период театр провел большую работу по культурному обслуживанию трудящихся лакских аулов. Наиболее удачным из показанных спектаклей надо считать «Лекарь поневоле». Театр имеет способных актеров, как, например, заслуженный артист республики Мусалаев, недавно вернувшийся с фронта, Балугов, Ухтуева, молодые артисты Рамазанов, Буттаев, Азиев и другие».
Минули годы, страна залечила раны, нанесённые войной. Не стоял на месте и Лакский театр. Набирались опыта молодые артисты, режиссёром был приглашён Алексей Васильев, который поддержал режиссёрские установки Павла Джапаридзе. Также существенная роль в становлении и развитии театра принадлежит известному драматургу и педагогу Минкаилу Алиеву, проработавшему директором около 20 лет. В 1952 г. театру было присвоено имя советского прозаика, литературоведа, публициста, поэта и переводчика Эффенди Капиева.
А в апреле 1960 года артисты из Кумуха участвовали в Декаде искусств и литературы Дагестана в Москве, играли на сцене Малого театра.
В 1964 г. в театр приходят 14 выпускников лакской студии Театрального училища им. Б. Щукина, и творческая жизнь учреждения заметно оживляется. Интересные, разноплановые молодые артисты Динмагомед Динмагомедов, Валерий Эфендиев, Серго Хайдаков, Миясат Чавтараева, Гасан Гадаев, Залимхан Ахмедов стали играть ведущие роли в спектаклях.
Театру становится тесно в родном Кумухе, и в 1967 году он переезжает в Буйнакск, а уже в 1971-м – в Махачкалу, в здание Дагестанского областного театра, где делит помещение с Русским театром имени Максима Горького.
В 1973 году был подготовлен 2-й выпуск для Лакского театра в Ереванском художественно-театральном институте. Среди них народный артист РД Шамиль Керимов, заслуженные артисты Ларина Омарова, Магомед Магомедов, Саид Мусалаев…
В 1980-е годы в театр пришли выпускники 3-й лакской студии, подготовленной в Тбилисском театральном институте. Из тех выпускников сегодня работает заслуженный артист РФ Аслан Магомедов, ведущий актер и главный режиссер.
С 2002 г. по настоящее время художественным руководителем является заслуженный деятель искусств РФ Бадрижат Магомедгаджиева. Театр постоянно обращается к классике, оттачивая мастерство артистов постановками добротной драматургии.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




2