X
08:20 23.04.2021

Вспомним с благодарностью

Наталья Смородина, кандидат филологических наук
Выпуск - 2021 №№ 88-89
38

Сегодня, в день 100-летия со дня рождения Ольги Яковлевны, мне бы очень хотелось, чтобы все, кто знал её лично, учился у неё, работал с ней, а также те, кто и сейчас продолжает учиться по её учебникам, пользуется её методическими пособиями в своей работе учителя, вспомнили о ней с благодарностью и высоко оценили труд этой удивительной женщины, моей мамы, так много сделавшей для развития народного образования в Дагестане. Пусть память о ней будет благословенна, а душа её в раю.

Ольга Яковлевна Прик. В Дагестане хорошо знакомо это имя. Многие учились у неё на филфаке Дагестанского государственного университета, где Ольга Яковлевна проработала всю свою трудовую жизнь – с 1953 по 1992 годы, почти 40 лет! Сначала была доцентом кафедры методики преподавания русского языка, затем (1959-1964 гг.) заместителем декана историко-филологического факультета ДГУ, а с 1964 по 1969 гг. – деканом филфака.

Студенты учились по написанному Ольгой Яковлевной учебнику «Методика преподавания русского языка в национальной школе». Учителя работали по её учебникам: русского языка для 4-6 классов дагестанской нерусской школы и для младших классов, выходившим под её редакцией, пользовались написанными ею методическими разработками уроков русского языка, слушали её лекции на факультете повышения квалификации учителей, деканом которого (на общественных началах) также была Ольга Яковлевна.

Другие знали её как учёного-лингвиста, исследователя караимского языка, автора «Очерка грамматики караимского языка», вошедшего в качестве научного предисловия в «Русско-караимский словарь» М. Э. Хафуза и в 3-й том «Караимской народной энциклопедии», где описывается язык и фольклор караимов и на который не раз в своих научных трудах ссылались другие учёные-тюркологи из разных стран мира.

За годы работы Ольга Яковлевна опубликовала более 100 монографий, учебников для вузов и средних школ, методических пособий для учителей, статей в научно-методических журналах объёмом 230 печатных листов, а также наглядных пособий объёмом 500 печатных листов.

Она вела также обширную общественную деятельность: была внештатным научным сотрудником Института национальных школ АПН РСФСР; с 1966 по 1969 гг. – членом Совета по присуждению учёных степеней по гуманитарным наукам ДГУ и членом Учебно-методического совета Минпроса ДАССР; с 1971 года – членом научно-методического совета по русскому языку при Управлении учебных заведений Министерства просвещения СССР (совет занимался составлением программ и учебников для педагогических вузов национальных республик СССР).

Ключевыми словами, которыми можно определить её научно-педагогическую деятельность, являются слова «первый/впервые».

Студентка отделения восточных языков филфака МГУ Ольга Прик, караимка по национальности, в своей дипломной работе в 1949 году впервые описала грамматику крымского диалекта караимского языка. Доктор филологических наук Э. В. Севортян писал: «Исследование О. Я. Прик представляет собой первый опыт систематического описания фонетики и морфологии крымско-караимского языка на основе собственных материалов дипломантки, записанных ею во время специальных поездок на места».

«Одна из первых» – так называется статья об О. Я. Прик, написанная преподавателем ДГУ
Г. Н. Сивриди для научно-методического журнала «Русский язык в дагестанской школе» (№1, 2000 г.), где он отмечает, что «первым дипломированным методистом в Дагестане была Ольга Яковлевна Прик».

Г. В. Гасанова, долгие годы работавшая вместе с Ольгой Яковлевной, вспоминала: «После окончания МГУ О. Я. Прик была оставлена в аспирантуре Института национальных школ (ИНШ) Академии педагогических наук РСФСР, где готовили методистов по русскому языку для национальных республик.

Работая над кандидатской диссертацией «Изучение русского имени существительного в V классе кумыкской школы» (а это была первая диссертация по методике преподавания в дагестанской национальной школе), Ольга Яковлевна выезжала в Дагестан для педагогического эксперимента и изучения опыта учителей в школах Буйнакского района В. Т. Гранкиной, А. А. Малашкиной и заслуженной учительницы Р. М. Ароновой.

Защитив диссертацию в 1953 году, Ольга Яковлевна приезжает по направлению Минпроса РСФСР работать на кафедру русского языка Дагпединститута им. С. Стальского (ныне ДГУ). И хотя была возможность остаться в Москве, где работал её муж, она поехала туда, где нужны были её знания».

Кандидат педагогических наук О. Я. Прик положила начало обоснованной методике преподавания русского языка в дагестанской национальной школе. Ею впервые была разработана «Программа курса методики русского языка в школах Дагестана», а затем по поручению Минпроса РСФСР написана «Программа по методике русского языка для нерусских педвузов».

За годы работы Ольга Яковлевна опубликовала более 100 монографий, учебников для вузов и средних школ, методических пособий для учителей, статей в научно-методических журналах объёмом 230 печатных листов, а также наглядных пособий объёмом 500 печатных листов

В статье «Ценное методическое пособие» («Дагестанская правда», 08.05.1963 г.) инспектор по библиотекам Министерства просвещения ДАССР Ш. Тагирова писала: «Дагестанское учебно-педагогическое издательство выпустило «Пособие по методике русского языка в дагестанской нерусской школе». Автор его – доцент кафедры русского языка Даггосуниверситета, кандидат педагогических наук О. Я. Прик.

Необходимость создания такой работы вызвана тем, что по методике преподавания русского языка в нерусской школе вообще, а в дагестанской в частности, нет ни одного вузовского учебника.

В названном выше пособии собран многолетний опыт преподавания курса методики русского языка в Даггосуниверситете, на курсах усовершенствования учителей русского языка в дагестанской школе, опыт лучших учителей республики и других национальных школ Советского Союза. Книга построена по чёткому плану. В ней освещаются все основные вопросы методики преподавания русского языка в нерусской школе.

Следует приветствовать издание «Пособия по методике русского языка в дагестанской нерусской школе» (часть первая). Оно необходимо не только студентам педагогических вузов, но и, безусловно, окажет значительную помощь и учителям русского языка в их практической работе».

Наряду с совершенствованием вузовского курса методики, Ольга Яковлевна работает над созданием новых школьных учебников русского языка для 4-6 классов дагестанских национальных школ, наглядных и методических пособий для учителей, настольной книгой которых стала её монография «Методика преподавания русского имени существительного в 5 классе кумыкской школы» (кандидатская диссертация), а также статьи, обобщающие опыт лучших учителей, посвящённые вопросам обучения орфографии, развития речи, эстетического воспитания школьников, внеклассной работе по русскому языку.

Ольгой Яковлевной Прик впервые составлены 3 комплекта настенных таблиц по русскому языку для 4-8 классов национальных школ Дагестана и школ РСФСР с учётом особенностей грамматического строя русского и родных языков учащихся (изданы Дагучпедгизом и издательством «Просвещение» в Москве). Данные таблицы способствуют активизации учебного процесса, так как содержат, помимо грамматического материала для наблюдений, представленного в схемах и рисунках, практические задания для закрепления и самостоятельной творческой работы школьников, развития навыков выразительного чтения.

В январе 1964 года Дагестанское учебно-педагогическое издательство выпустило первый комплект таблиц по морфологии и орфографии русского языка для 5-7 классов, составленный доцентом Даггосуниверситета, кандидатом педагогических наук О. Я. Прик. Комплект состоит из 50 таблиц по наиболее трудным вопросам грамматики и орфографии, а также методического руководства для учителя с указаниями, как использовать данное пособие в процессе обучения русскому языку дагестанских учащихся.

«Учителя нерусских школ приветствуют выход таблиц по морфологии и орфографии. Желательно, чтобы автором был составлен аналогичный комплект по синтаксису и пунктуации в ближайшее время. Это окажет нам большую помощь в работе», – писала в статье «Ценное наглядное пособие» Р. Аронова, заслуженная учительница ДАССР («Дагестанская правда», 16.01.1964 г.).

И её пожелание было исполнено. Через несколько лет Ольга Яковлевна создала «Таблицы по синтаксису русского языка для 7-8 классов нерусских школ».

Эта работа в Дагестане была также осуществлена впервые. О значимости и эффективности таблиц говорит тот факт, что они выдержали два издания, причём каждый комплект сопровождался «Методическим руководством для учителя».

В течение 40 лет Ольга Яковлевна руководила педагогической практикой студентов в школе, читала лекции на курсах повышения квалификации учителей, являлась научным руководителем аспирантов по методике русского языка в национальной школе.

Её аспиранты Г. Н. Сивриди и Н. М. Музафарова успешно защитили диссертации по методике преподавания русского языка в нерусской школе и затем долгие годы работали на филологическом факультете ДГУ вместе со своим научным руководителем. Они воспитали не одно поколение учителей русского языка в республике.

Трудовая деятельность Ольги Яковлевны была высоко оценена руководством Дагестана. Ей присвоено почётное звание «Заслуженный учитель школы Дагестанской АССР», она награждена медалями «За доблестный труд», «За заслуги перед республикой», «Ветеран труда», а также удостоена звания «Почётный пенсионер Дагестана».

Тэги:
педагог,

Похожие

С неё мы брали пример

41
С волнением мы ждали начала 1959-1960 учебного года. И не только потому, что он был выпускным для...

Учитель – самая главная награда

172
Многодетностью в Дагестане никого не удивишь. Но все же не...

Чтобы было престижно и качественно

112
По данным опроса ВЦИОМ, лишь 21% из 1600 опрошенных россиян...

Статьи из «Общество»

Кукушка

10
Недавно я женился, и сразу у меня появилось много забот. До женитьбы я любил проводить вечера...

В том видел он призвание своё

10
Обращая взор в грядущее, невольно приходишь к мысли, что жизнь человеческая, обретая силу,...

Главное богатство Нугутдина Исрафиловича

105
Однажды в кругу друзей зашел разговор о...

Рука дающего

10
В Русском драматическом театре им. М. Горького зрителям показали красочный спектакль,...

Жизнь, отданная служению Родине

104
Ветеран органов государственной безопасности Садилах...

История скрепила наш союз

8
… Вспомним, как 2020-й год – год 75-летия Великой Победы – ознаменовался для российского народа...

Мир меняется. А мы?

4
В условиях стремительно меняющегося мира и технологического прогресса наряду с развитием...

Своеобразный Дагестан

16
Развитие дагестанского общества с древнейших времен протекало в связи с цивилизациями Кавказа, Передней Азии, России, оказавшими непосредственное влияние на ход...

«Идти от запросов людей…»

4
О важности реализации в нашей стране нацпроектов свидетельствуют итоги их реализации:...

Сады вместо свалок

13
Дагестан обладает богатыми природными ресурсами – это ни для кого не секрет. Как и то, что...