Вы нам писали
С начала 2024 года в редакцию газеты «Дагестанская правда» поступило 23 письма.
Когда-то был фирменным…
Недавно вернулся из Москвы, ездил к внукам на новогодние каникулы. Ничего не скажешь, наша столица впечатляет своей красотой, ухоженностью и чистотой. А еще отличной организацией сферы услуг. В первую очередь хорошей системой пассажирских перевозок.
ytimg.com
На этом фоне меня невольно огорчает и даже заставляет стыдиться следующее обстоятельство. Я человек пожилой. В Москву и обратно езжу в последние годы железнодорожным транспортом, самолетом врачи не рекомендуют. И в каждую поездку я с глубоким разочарованием и обидой отмечаю удручающее состояние нашего поезда. Когда-то это был фирменный состав и отвечал всем необходимым требованиям. Но, увы, ныне наш дагестанский поезд это практически все старые вагоны, которые ни технически, ни эстетически не отвечают сегодняшним запросам людей. Мы живем в ХХI веке, бываем в других регионах страны, видим, какие современные пассажирские поезда курсируют там. А наш железнодорожный состав все еще на уровне середины прошлого века. Обидно. Мы что, люди второго сорта? А еще стыдно за республику.
Примерно в таком же состоянии были и наши пригородные электрички. Спасибо Главе Дагестана Сергею Меликову, который добился того, что в наступившем 2024 году от Хасавюрта до Дербента начнут курсировать 4 состава новых современных электричек. Это обстоятельство важно и ценно еще и тем, что республика наша вошла в топ ведущих регионов страны в области внутреннего туризма. Ежегодно ее посещают миллионы туристов. В Махачкалу они преимущественно летят самолетами. И правильно, что у нас улучшению авиасообщения уделяется постоянное внимание. А вот тем людям, которые путешествуют железнодорожным транспортом, в частности поездом «Махачкала – Москва», не везет. Уже не первый год здесь ничего не улучшается. А потому хочу обратиться к руководству Махачкалинского отделения, а также Северо-Кавказской железной дороге с вопросом, как вы намерены исправлять такое положение. Когда же наш бывший фирменный поезд будет отвечать современным требованиям по удобству, комфорту и техническому состоянию? Хотелось бы надеяться, что на это не уйдут многие годы. Проблема эта не просто созрела, откладывать ее решение уже нельзя.
А. Магидов
Без совести и чести
Парк имени афганцев в Махачкале – место святое. Здесь создан мемориал, посвященный погибшим советским воинам, исполнявшим интернациональный долг. Память о них жива, сюда приходят их сослуживцы, пережившие войну в Афганистане, родные погибших солдат, горожане, чтобы почтить память тех, кто не вернулся с той войны.
В последние годы парк силами городских коммунальных служб был обновлен, здесь сделали ремонт, проложили дорожки из тротуарных плит, установили светильники. Это, конечно, радует, но то, как некоторые наши горожане относятся к парковому имуществу, вызывает негодование.
Взгляните на снимок. Вот как выглядят во многих местах дорожки: кто-то нагло утащил к себе домой новые плитки. При этом своей кражей он нанес не только материальный ущерб общегородскому имуществу, но и, что еще более недопустимо и кощунственно, осквернил святую память о наших ребятах, погибших за интересы Родины.
Надо быть полным манкуртом, чтобы решиться на такое. Для них нет ничего святого, есть только желание, присвоить, украсть все приглянувшееся им, не считаясь ни с совестью, ни с человеческим достоинством. Позор им! Пусть помнят, кара за беспамятство и цинизм обязательно настигнет их!
Айшат Керимова, ветеран труда
Реставрация с забвением?
Уважаемая редакция, пишу вам с надеждой получить информацию и разъяснения. Дело в том, что меня, жительницу Буйнакска, очень беспокоит сохранение исторического и культурного наследия нашего города, который в прошлом был центром Дагестанской области и славен своей историей.
Напомню, в бывшей столице республики провозгласили декларацию об автономии Дагестана, здесь жили многие выдающиеся деятели науки, искусства, политики, внесшие немалую лепту в становление нашей государственности. Безусловно, память о них нужно сохранять и передавать подрастающему поколению.
Благодаря энтузиастам, патриотам своей земли эта память во многом жива и сегодня, но, на мой взгляд, не всегда с должным вниманием и заботой в городе относятся непосредственно к объектам культурного наследия.
Буйнакск в последние годы преобразился, ведутся работы по обустройству парков, скверов и улиц. Это радует, но тревожит, что зачастую делается это без должной заботы о сохранности памятников, которых еще недавно в городе было много.
К примеру, после благоустройства главной улицы, носящей имя Ленина, исчезли бюсты выдающихся горожан. На естественное недоумение по этому поводу поступили заверения властей, что после реставрации они будут вновь установлены. По факту многие из них просто пропали. Ныне есть опасения, что подобная судьба ждет и памятник Джелал-Эд-Дину Коркмасову.
В администрации города нам сказали, что он на реставрации и что это решение республиканского ведомства по охране памятников. Хотелось бы верить, что так и будет. Но пока ясности нет. Потому помогите, пожалуйста, прояснить ситуацию о дальнейшей судьбе этого и других объектов культурного наследия.
А. Ибрагимова
Наш главный продукт
Пишу вам в надежде, что, опубликовав мое письмо, пекари ответят на него конкретными делами. Речь веду о качестве хлеба. Мало кто из потребляющих этот важнейший продукт ныне доволен его качеством. Он сильно крошится, быстро черствеет, часто чувствуется, что буханку не допекли, мякоть в ней чрезмерно влажная, а в итоге вкуса у такого хлеба нет.
Помнится, в середине прошлого века, когда хлеба было мало, за ним стояли в очереди, но был он без всякой натяжки вкусным. Тогда и потребляли его много. Ныне нередко с негодованием вижу целые буханки, батоны белого хлеба у мусорных ящиков. Это, понятно, недопустимо морально. И тем не менее факт остается фактом. Хлеб во многих семьях не ценят, бросают в отходы.
В немалой степени происходит это из-за отсутствия должного контроля за его приготовлением. Повсеместно нарушают рецептуру и технологию изготовления. Нет госстандартов на хлеб, хлебопеки готовят его по техусловиям. А они, как показывает практика, далеко не лучшие. А внутриведомственный контроль в лаборатории, к примеру хлебозаводов, в полной мере не выполняет свои функции, там закрывают глаза на нарушения. Считают, раз никто не отравился (слава богу!), то и проблем никаких у производителей нет. Все это касается как крупных из них (бывшие хлебозаводы), так и абсолютного большинства частных (мелких) пекарен.
Между тем улучшения качества хлеба в обозримом будущем я не вижу, как и нет, считаю, перспектив возвращения госконтроля за качеством хлеба: хлебинспекцию вряд ли вернут. Получается, экономим на малом (инспекции), а теряем в большом – много хлеба идет, стыдно сказать, на отходы. Призывы к хлебопекам соблюдать рецептуру и технологию при выпечке хлеба тоже вряд ли помогут, для них главное – получить доход.
Не могу не сказать и о том, что ныне все чаще выпекаются большие буханки, чуреки и т. д. Хлеба в маленькой расфасовке в торговле мало. А при нынешнем качестве многим семьям съесть целую буханку хотя бы за день часто не получается. Естественно, продукт черствеет и безжалостно идет на отходы. И, конечно, нам потребителям, следует уважать и беречь хлеб, который во все времена был главным продуктом.
Анна Шапилова, г. Махачкала
Искусственный интеллект
В последнее время руководство страны всерьёз озадачилось развитием и внедрением в жизнь искусственного интеллекта. Но на самом деле искусственный интелект уже давно внедрён и неплохо освоен в нашей повседневности. Особо успешно этот опыт прижился в практике хозяйственных организаций, оказывающих бытовые услуги населению: ремонт электросетей, водопроводов, канализаций. Там вместо операторов работают автоответчики.
Думается, что многие граждане сталкивались с этим не раз. Подул умеренный ветер, оборвал старый провод, который давно уже еле держался за столб. Жизнь в домах и квартирах замерла. Ну ведь понятно, что сейчас всё работает на электричестве. Начинается перезвон с конторой ремонтников. Там глухая оборона. Похоже, что у них на дежурстве только автоответчики. Те спокойным голосом не устают повторять: «Операторы заняты. Перезвоните позже». Можно звонить с утра до вечера, но кроме искусственного интеллекта ни до кого не достучаться.
К слову сказать, везде работают и живые операторы. Но нужно большое везение, чтобы они ответили на ваш звонок и приняли заявку. Когда эта заявка будет исполнена, вам тоже никто не скажет. Бывает, приходится ждать сутками, чтобы приехала ремонтная бригада и за пять минут скрутила оборванные концы провода. Зато радость какая: жизнь снова закипела всеми своими благами! Но это в том случае, если оператора не опередит его верный секьюрити – искусственный интеллект. Вот и не знаешь, на радость или на беду развивается этот ИИ…
А об этом я невольно вспомнила, когда сама в очередной раз испытала все названные «прелести». В старом районе Редукторного посёлка Махачкалы по улице Лаптиева стоят дома 3-, 9-, 13-этажные дома. У нас отопительной системы нет уже несколько лет, холодная вода идёт тоненькой струйкой, электропроводка старая, а потому часто отключается свет, а тут ещё и канализация засорилась. В такой ситуации, думаю, вряд ли искусственный интеллект поможет. Тут нужно, чтобы ремонтные службы действовали оперативно и четко. И конечно, без человеческого участия и внимания не обойтись.
Надежда ТУЗОВА