Купить PDF-версию
22:27 | 16 апреля, Вт
Махачкала
X
00:00 24.09.2014

Выдающийся ученый и просветитель

К числу видных ученых-просветителей XIX в., оставивших богатое наследие в области истории, географии, философии и поэзии, принадлежит Абас–Кули-Ага (Кудси) Бакиханов. Его происхождение и деятельность связаны как с Азербайджаном, так и с Дагестаном.

– Бакиханов (Кудси), — пишет Ф. Касим–заде, — происходил из рода бакинских ханов. Его предки, относящиеся к древнему роду табасаранских властелинов, занимавших государственные должности при Сефевидах, после восстания хана Ахмеда Гилянского, направленного против деспота шаха Аббаса I, в конце XVI в. переселились в Бакинскую область и местом своего жительства избрали селение Раманы.

К сожалению, некоторые азербайджанские исследователи в своих трудах, изданных в последние годы, умалчивают о табасаранских предках А.-К. Бакиханова.  Родился он в 1794 г. в бывшей Бакинской провинции в селении Амираджаны. Отец его Мирза Мухамедхан был правителем в Баку, мать Софья–ханум по происхождению грузинка. Детство и отрочество Бакиханова прошли в Кубе. С молодости его тянуло к чтению. В течение многих лет А.-К. Бакиханов изучал фарсидский и арабский языки, арабскому языку вначале учился у кубинских, а затем у дагестанских арабистов, которые считались лучшими знатоками арабского языка на Кавказе.

Знание фарсидского, арабского языков дало возможность А.-К. Бакиханову знакомиться с произведениями крупнейших классиков Ближнего и Среднего Востока, какими являлись Фирдоуси, Хайям, Низами, Хагани, Хафиз, а также с трудами знаменитых философов и мыслителей Востока.

В 20-х годах XIX века молодой и способный А.-К. Бакиханов приобрел знания во многих областях науки, проявив также большой интерес к европейской культуре и наукам. В 1819 г. он был приглашен генералом А.Ермоловым в Тифлис переводчиком восточных языков. Здесь он энергично изучает русскую культуру и литературу, а также философию, историю, астрономию, географию, логику, знакомится с прогрессивными традициями мировой культуры.

Находясь на российской военной и дипломатической службе, А.-К. Бакиханов в 1826-1829 гг. участвовал в войнах России с Турцией и Ираном и в русско-иранских мирных переговорах в Туркменчае. За участие в военных действиях и дипломатических переговорах неоднократно награждался, а со временем получил чин полковника. Он положительно оценил присоединение Дагестана и всего Кавказа к России. В этот период А.-К. Бакиханов был особенно тесно связан с А. Грибоедовым.

В течение ряда лет, работая в Тифлисе, А.-К. Бакиханов в совершенстве изучил русский язык, систематически читал русскую и переводную западноевропейскую литературу, знакомился с прогрессивными традициями мировой культуры. В Тбилиси дружил с крупными представителями грузинской культуры: Г.Орбелиани, А.Чавчавадзе, Н. Бараташвили, а также с видным азербайджанским поэтом первой половины XIX в. М.Ф. Ахундовым,  преподавателем Тифлисского училища, выдающимся армянским ученым, просветителем и писателем Х. Абовяном.

В 1833 г. А.-К. Бакиханов посетил Москву, Петербург, побывал в Латвии, Литве, Польше, на Украине, встречался с видными учеными, поэтами, писателями и деятелями искусства. Эти встречи, как писал он сам, обогащали его опыт и знания.

Особенно большое  впечатление произвели на него встречи с А.Пушкиным, с которым он был знаком еще по Кавказу. В Петербурге А.-К. Бакиханов встретил  у него восторженный прием.

Вернувшись на Родину в 1834 г., А.-К. Бакиханов вышел в отставку и поселился в Кубе. К этому периоду относятся происшедшие во взглядах А.-К. Бакиханова изменения, связанные и с произволом царских чиновников. Вскоре после начала восстания в Кубинской провинции в 1837г. он был вызван в Тифлис, где отказался оказать содействие в выявлении и наказании зачинщиков и активных участников выступления. Царские власти стали смотреть на А.-К. Бакиханова как на человека, оппозиционно настроенного к правительству. В 1846 г. А.-К. Бакиханов совершил путешествие в Мекку. На обратном пути он заболел и в феврале 1847 г. скончался.

А. А.-К. Бакиханов был видным историком. Подобно средневековым восточным коллегам он считал, что основной задачей истории как науки являются сообщения об узнанном и исследованном. История, на его взгляд, отвечает духовным потребностям людей, желающих познать свое прошлое как через достоверные факты, так и через легенды. История способна воспитать в людях нравственность, расширять их кругозор, учить правилам жизни, поэтому ее следует рассматривать как одну из основ образования и воспитания. «История, — пишет А.-К. Бакиханов, — знакомит нас со степенью образования народа и нравственности его, с выгодами общежития и политики, и поэтому надлежит ее считать одною из высших духовных наук.».

Интерес к прошлому, согласно А.-К. Бакиханову, связан с потребностью людей лучше разобраться  в настоящем, понять причины современных общественных явлений, предвидеть, в каком направлении эти явления могут развиваться в будущем. А.-К. Бакиханов отдавал себе отчет в том, что знание отечественной истории способствует развитию национального самосознания и патриотических чувств, поэтому он настоятельно призывал народы Кавказа к изучению своей истории.  

Историю, по его мнению, следует постигать на основе изучения письменных источников, живых свидетельств, памятников материальной культуры. При этом историк не должен отступать перед трудностями, не должен опасаться критики. Свое крупное произведение «Гюлистан-и-Ирам» («Райский цветник»), сочинение, написанное в результате многолетних изысканий и представляющее особый обзор истории Азербайджана, в частности Ширвана, а также Дагестана с древнейших времен до 1813 г., А.-К. Бакиханов завершил в 1841 г. Книга была написана на фарсидском языке, а затем самим автором переведена на русский язык. Путем кропотливых исследований А.-К. Бакиханов собрал многочисленные сведения о прошлом Кавказа, в том числе Дагестана, содержащиеся в трудах историков, географов, путешественников Геродота, Страбона, Плутарха, Табари, Рашид-ад-дина, Хамдуллаха Казвини и многих других. А.-К. Бакиханов был хорошо знаком с произведением «Дербент-наме», над переводом которого на русский язык он работал и пользовался сочинениями армянских, грузинских летописцев, трудами Татищева, Карамзина и др.

Также он широко привлекает историко-этнографический материал, памятники материальной культуры, свидетельствующие об историческом прошлом изучаемых народов. В предисловии к книге «Гюлистан-и-Ирам» автор определяет задачи исторической науки, необходимой для развития общественной мысли и народного самосознания. Начиная свой обширный труд, он руководствовался высоким патриотическим чувством, любовью к народам Кавказа, выдвигал и пытался решить некоторые проблемы древней и средневековой истории народов Дагестана. Значительное место в сочинении уделяется освещению борьбы азербайджанского и дагестанских народов против иноземных завоевателей, приводятся данные о русско-азербайджанских отношениях в XVIII в. и ходе присоединения Дагестана и Азербайджана к России.

В сочинении «Гюлистан-и-Ирам» значительное место отведено Дагестану. Этот труд назывался иногда «Историей Дагестана» и получил широкое распространение в Дагестане и во всем Закавказье. Впервые эта книга полностью вышла в свет в Баку в 1926 г.

В научное наследие А.-К. Бакиханова, кроме «Гюлистан-и-Ирам», входят многочисленные труды по нескольким отраслям наук. Он был не только видным историком, но и философом, поэтом и писателем, астрономом и географом, педагогом и публицистом.

Имя и труды А.-К. Бакиханова известны не только на Кавказе, в России, но и во многих странах мира. Его научное наследие составляет важную веху в истории развития общественно-политической мысли народов Дагестана и Азербайджана, всего Кавказа.

Магомед Гасанов, действительный член Международной академии наук высшей школы, лауреат гранта Президента РФ

Статьи из «Общество»

Хранители неба

4
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

56
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...

Эпоха «Русского танка»

3
Сами того не подозревая, чиновники Международного олимпийского комитета (МОК) российского борца вольного стиля Абдулрашида Садулаева сделали символом...

Ураза-байрам. Вера, очищение, милосердие

23
Вот и наступил для мусульман долгожданный день...

Мекка современного туризма

31
В прошлом году в Дагестане побывало 1 млн 700 тысяч туристов. Наша республика в течение...

И все-таки: а был ли полет на Луну?

81
В 2021 году исполнилось 60 лет первому полёту человека в...

Великий пост – духовный подвиг

47
Духовный рост и очищение неотделимы от физического усердия,...

Красота требует!

69
День косметолога в России отмечают 7 апреля. Для утверждения такого праздника много...

Мальчишка-воин

14
В 1947 году Магомеду Мусаеву (на снимке) из сел. Мехельта Гумбетовского района исполнилось 18...