Купить PDF-версию
18:12 | 22 ноября, Пт
Махачкала
X
08:14 17.12.2019

Взвешенный, обоюдополезный диалог

Демократизация общественных отношений, регулятором которой выступают институты гражданского общества, получает свое развитие открыто, непредвзято. Люди выражают конституционные права, требуя от власти решительных шагов в решении как политических, так и социальных вопросов, напоминают власти о просчетах.

Демократия, словно лакмусовая бумага, выявляет нарушения законов, определяет правовой статус государства. Многое в сложившемся, непростом для россиян затянувшемся санкционном кризисе вызывает протестные настроения, недовольство властью. Общество раздражают экономическая нестабильность, низкий уровень жизни, что создает почву для критических выступлений.

Что должно стать силой, уравновешивающей власть и общество, «верхи и низы»? И как законодательная ветвь власти реагирует на настроения людей, чьи интересы она и должна блюсти? Разговор на эту непростую тему состоялся в рамках круглого стола, организованного по инициативе Народного Собрания РД, обозначившего ключевые моменты рассматриваемого в промежуточном чтении законопроекта «О внесении изменений в ст. 1 Закона РД «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории РД». В обсуждении приняли участие депутаты НС РД, члены Общественной палаты республики, представители республиканского союза организаций профсоюзов, общественных организаций. Модератор круглого стола, председатель Комитета НС РД по межнациональным отношениям, делам общественных и религиозных объединений Магомедкади Гасанов, заместители председателя НС РД Камил Давдиев, Махмуд Махмудов предложили выразить отношение общественников, органов власти к обсуждаемому вопросу.

– Законопроект, принятый в первом чтении, должен стать обсуждаемым, учитывая его актуальность, запрос на справедливость, необходимый всем общественный диалог, – отметил К. Давдиев, предложив обсудить повестку дня в конструктивном русле. Отмечалось, что проект закона разработан дагестанскими законодателями в связи с принятием постановления Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционных пунктов 1 и 6 статьи Закона Республики Коми «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми». Вопрос, поднятый жителями Коми, нашел отклик в высшем законодательном органе и коснулся запрета на проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций в местах, находящихся в радиусе 50 метров от входа в здания, занимаемые органами госвласти, госучреждениями Коми, что выходит за конституционные пределы законодательных полномочий российских субъектов.

Указанным постановлением Конституционного Суда РФ установлено, что Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях» не наделяет субъекты РФ правом введения абстрактных запретов, имеющих первичный нормообразующий характер. В соответствии с частью 2 статьи 87 ФЗ «О Конституционном Суде РФ» признание вышеуказанным постановлением Конституционного Суда РФ неконституционным пункта 6 статьи 5 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий в Республике Коми» является основанием для отмены в установленном порядке положений статьи 1 Закона РД «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории РД», поскольку они содержат такие же нормы, какие были признаны неконституционными.

Законодатели предлагают в статью 1 закона внести изменения, изложив ее в новой редакции. В то же время дополнительно к местам, определенным Федеральным законом, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, относятся в первую очередь объекты жизнеобеспечения, структурные подразделения теплосетей, электросетей, насосных станций водоснабжения и водоотведения, газораспределительных станций и территорий, непосредственно прилегающих к ним. В этот перечень также входят объекты транспортной инфраструктуры, здания образовательных, медицинских, физкультурно-оздоровительных организаций, а также тротуары, остановочные пункты движения транспорта общего пользования, детские и спортивные площадки во время проведения официальных, культурных, спортивных, развлекательных мероприятий с участием детей.

Объективную оценку законопроекту дали начальники Правового управления Администрации Главы и Правительства РД Анвар Халилов, Правового управления аппарата НС РД Бейбулат Мусаев, представители Минюста республики, общественники. Выступавшие не раз подчеркивали, что Дагестан одним из первых российских регионов подготовил законопроект, чтобы институты гражданского общества имели возможность выражать свое волеизъявление, сохраняя конституционные права. Такой подход совпадает с общепризнанными принципами и нормами международного права, Всеобщей декларацией прав человека, предусматривающей, что все народы и государства должны содействовать уважению провозглашенных в ней прав и свобод, в том числе права каждого человека на свободу мирных собраний и ассоциаций, и обеспечивать их путем национальных и международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного их признания и осуществления. В этой связи М. Махмудов подчеркнул, что новые нормы законопроекта позволят изменить формальный подход к объявленным обращениям по проведению митингов, акций политических партий, когда, казалось бы, достигается согласие, а на деле приходится сталкиваться с явным желанием местной власти препятствовать не только митингам, но даже одиночным пикетам.

Отказаться от абстрактного, общего запрета, инициируя механизмы, совершенствующие дальнейшую демократизацию общества, его институциальную модель, – вот главная задача законодателей, напомнил Махмуд Махмудов, и законопроект, опубликованный для всеобщего обсуждения, как раз и рассчитан на обратную связь, исходящую от рядового гражданина, который имеет возможность воспользоваться конституционным правом для разрешения существующих противоречий, прибегая к конкретике, что может и должно способствовать возможности людей выражать свои конституционные права.

Участники круглого стола согласились с тем, что положения статьи 1 Закона РД «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории республики» не соответствуют нормам Конституции РД в той мере, в какой им установлен общий запрет проведения на территориях, прилегающих к зданиям, где размещены здания органов госвласти и местного самоуправления всех публичных мероприятий, независимо от целей и вида предполагаемого количества участников, планируемого времени. И это серьезный шаг к установлению живого контакта, исключающего силовое решение вопроса, находя таким образом общее в частном, уравновешивая полярные позиции. Общественники указали законодателям на отдельные недоработки законопроекта, предложив конкретизировать его положения, касающиеся территорий для проведения публичных мероприятий, уточняющих статей республиканского закона, плотнее заняться совершенствованием правового регулирования законопроекта. Заместитель председателя ОП РД Шамсият Насрулаева напомнила депутатам, что данный закон в будущем на практике должен работать на конечный результат – дать возможность людям реализовать свои права, обращаясь к властным структурам для решения вопросов, их волнующих. Это должен быть честный мониторинг, способствующий установлению диалога – взвешенного, обоюдополезного.

Статьи из «Общество»

«Воевали мы не за награды»

5
Магомеду Мусаеву из селения Мехельта Гумбетовского района в 1947 году исполнилось 18 лет....

Посвятившая жизнь детям

4
Айшат Гамзаева (на снимке) руководит общественной организацией «Жизнь без слез». Все, кто ее...

Не уходи, тюлень!

4
… Девяностые годы прошлого века. «Дагестанская правда» основательно взялась за защиту...

Обнимайте своих мам, пока они рядом…

44
День матери. Самый главный праздник человечества....

Сильные духом

142
В День матери нельзя не рассказать о женщинах, которые уже никогда не услышат слов...

Легендарный генерал Араблинский

8
Выдающийся дагестанский военный деятель Балакиши...

Главное оружие – наше единство

29
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Краснознамённая и легендарная

44
Каспийская флотилия разнородных сил Южного военного округа...