— Неважно, к каким современным технологиям прибегает педагог-психолог в своей работе, важно показать, как он умеет устанавливать внутренний контакт, — говорит консультант Управления общего образования Минобрнауки РД Раисат Абдулбасирова. – Конкурс проходит раз в два года, в нынешнем участвовало 19 специалистов. Одна из целей — повышение престижа службы практической психологии в системе образования республики. Чтобы работа была продуктивной, он проходил в несколько этапов: самопрезентация, психологический практикум, блиц- конкурс «Профессиональная эрудиция» и конкурс профессионального мастерства.
Педагог-психолог из Каякентсткого детского сада «Чебурашка» Бурлият Джамилова презентовала «Этический кодекс психолога».
– Открытость, улыбчивость, искренность, умение выйти из любой трудной ситуации – это то, что поддерживает авторитет психолога. Важен и стиль поведения: как приглашаешь детей на обследование, как ведешь беседу и даешь задание, как реагируешь на провокацию, — говорит психолог. Этим правилам она следует уже 13 лет, реализуя программу жизненных навыков дошколят.
Психологи — не кудесники, но благодаря их профессионализму дети учатся сопереживать, оказывать поддержку, быть толерантными, стрессоустойчивыми. Убеждали конкурсанты и в том, что школьная жизнь сложна не только для детей, но и для их родителей. Им также нужна помощь специалиста в сложном вопросе: как сделать жизнь ребенка счастливой, как помочь найти себя в школьном коллективе.
— Жизнь маленького человека подобна лабиринту со множеством препятствий и тупиков. Педагог-психолог – это проводник, помогающий не заблудиться, он же посредник между родителем и ребенком, учителем и учеником, и это для меня счастье! – говорит победительница конкурса «Педагог-психолог Дагестана-2016» Зухра Амагаева из многопрофильного лицея №3 г. Махачкалы.
— В обществе, которое сейчас руководствуется порой совершенно разными системами ценностей, расплывчаты представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. У ребенка могут быть свои идеи о том, что есть хорошо, и они нередко не совпадают с представлениями окружающих. Второй момент – участие семьи в воспитании детей. Часто родители склонны реализовать за счет ребенка собственные амбиции – стать артистами балета, великими спортсменами, музыкантами, а потому навязывают ребенку свою программу жизни, которая часто ему мешает. Сейчас приводит в школу своих детей то поколение, которое росло в 90-е годы. Их собственное взросление проходило в условиях, когда в стране была смена власти, люди были заняты выживанием. Многие нравственные критерии тогда были упущены, а нормальная трансляция социальных семейных ценностей из одного поколения в другое была нарушена социальными катаклизмами. Нам, психологам, всегда есть над чем работать, — считает лучший учитель-психолог республики Зухра Амагаева. Ей еще предстоит побороться за высокое звание лучшей в стране.
Второе место занял педагог-психолог МКОУ «Маджалисская СОШ им. Темирханова» Кайтагского района Магомед Махмудов, третье – у психолога МБОУ «Дербентская гимназия №2» Камилы Рустамовой. В финал также вышли педагоги-психологи МБОУ «СОШ №29» г. Махачкалы Умайганат Абдурагимова, Республиканского центра дистанционного обучения детей-инвалидов Джамиля Эльдарова. Специальным дипломом «За преданность профессии» награждена педагог-психолог МБОУ «Гимназия культуры мира» г. Дербента Марьям Гаджимурадова.