За штрафами не угнаться
«Самый большой штраф должен быть за отсутствие денег во время остановки инспектором!», «Осталось только ввести штраф за то, что покупаешь машину, и ежедневный штраф за то, что держишься за руль», «Обязать водителей и пассажиров автомобилей, не оборудованных подушками безопасности, ездить в касках и штрафовать за их отсутствие»…
Это самые безобидные с точки зрения цензуры комментарии к новостям об общественном обсуждении по новому перечню неисправностей автомобиля, за которые инспектор вправе будет выписать штраф. И опять же если втиснуться в рамки цензуры: складывается ощущение, что в нашей стране чиновники как-то по-своему понимают суть своего служения народу.
Итак, ГИБДД разместила на regulation.gov.ru в новой редакции проект «перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств». Перечень является приложением к ПДД: если инспектор при проверке выявляет нарушения из списка, он вправе вынести штраф по ст. 12.5 КоАП (минимальная сумма – 500 рублей).
Вступят ли в действие очередные принципиальности в этот раз, автомобилистам остается только гадать, находясь в трепетном ожидании. Но ряд очередных инициатив, мягко говоря, вызывает недоумение. К примеру, нарушением предлагается считать, если «стекла и противосолнечные козырьки, предусмотренные изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства, отсутствуют».
Сложно представить, чтобы здравомыслящий человек передвигался в автомобиле с отсутствующим ветровым стеклом, но уж если таковые и находятся, штрафануть экстремала не грех. Но вот чтобы за отсутствие противосолнечных козырьков… Что дальше? Посадить в каждое авто по штатному инспектору, чтобы зорко контролировать, использует ли водитель козырьки или прикрывается ладошкой, угрожая своей однорукостью всем остальным? Таким же макаром стоит приравнять надетые солнечные очки к незаконной тонировке и замерять уровень их затемнения.
Еще одно потенциальное нарушение: «Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла).
Стоп! Появившуюся в Сети информацию, что видеорегистраторы в автомобилях станут обязательными с этого месяца, в Госавтоинспекции опровергли. «Требования к обязательному использованию видеорегистраторов в салонах автомобилей не вводились и не планируются», – отметили в ГИБДД, подтвердив, что отсутствие этой аппаратуры не повлечет для автовладельцев каких-либо санкций. Так выходит, что ее наличие повлечет?
Зоркий глаз «маленького брата» нередко служит «живым» свидетелем криминальных историй, помогает разобраться в спорных ситуациях на дороге, в конце концов служит достойным защитником от незаконных поползновений инспекторов ГИБДД. И его – долой? Хотя нет, не совсем так. Хочешь – пользуйся, но штраф заплатишь.
Тогда еще вот так можно: противосолнечные козырьки, видеорегистраторы, солнечные очки, само ветровое стекло, – все это от лукавого: препятствует хорошему обзору, способствует увеличению числа ПДД. Давайте штрафовать за их наличие. А за езду за грузовиком в дождь вообще лишать прав пожизненно обоих: и дальнобоя, что оказался перед водилой легковушки, и самого водилу – за то, что намеренно создает искусственное «ограничение обзорности с места водителя» посредством нанесения плотной пленки грязи на лобовом.
И вновь очередная котовасия с шипами и зимними/летними шинами. К счастью, речь не идет о наличии или отсутствии самого знака «Ш». Все же помнят неразбериху, в которой сами инициаторы закона запутались? В каком углу заднего ветрового стекла должен быть установлен знак, какого он должен быть размера, цвета, запаха, степени внушаемости… Потом решили, что предупреждение других участников движения о наличии шипов на колесах у соседа излишне. Чуть позже снова передумали: треугольник «Ш» стал крайне необходимым условием профилактических мероприятий по снижению аварийности на дорогах.
Видимо, так и не разобравшись в важности наклейки, в ГИБДД решили действовать иначе: зимой «шиповка» обязательна, а летом обязательна летняя резина. Чтобы в очередной раз не сбивать с толку водителей, формулировку постарались сделать незамысловатой настолько, насколько это позволяет официозность подобных документов. Нарушением может считаться, если «транспортные средства укомплектованы шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август). Транспортные средства категорий M1 и N1 (легковые автомобили, небольшие коммерческие грузовички. – Т.М.) не укомплектованы зимними шинами в зимний период (декабрь, январь, февраль)».
Вроде бы как проблема решена, но вот на какой резине ездить осенью и весной другим категориям? На межсезонной? Или всесезонной? Или пешком? А ездить на зимней резине, но в летней обуви можно? А шапка какой степени ворсистости должна быть, чтобы, не дай бог, не ограничивала обзорность водителю? Очень важный, касающийся уже давно отсутствующей зимы, вопрос: кипяток на случай открывания замков приносить с утра из дома или использовать воду из офисного кулера? Если да, то как доказать правильное происхождение, чтобы избежать штрафа?
Да, вопросов хоть отбавляй. Самый главный: когда закончатся бессмысленные полумеры? Проблем с безопасностью на дорогах слишком много, чтобы отвлекаться на общественные обсуждения незначительных вопросов наличия/отсутствия козырька в салоне. Если главенствует финансовая сторона вопроса, то да, штрафовать стоит уже за то, что водитель сел за руль, увеличил количество участников движения в четные дни нечетного месяца при убывающей луне, тем самым став потенциальной угрозой безопасности движения.
Штраф – это же не запрет, не уголовка. Подкинь копеечку в бюджет, езжай себе с миром. «До завтра, дорогой!».