В своей статье И.К. Камилов объяснил, почему одни языки исчезают, иначе говоря, становятся мертвыми, а другие нет. Ученые посчитали, что мертвыми стали тысячи языков народов мира. Почему? До сих пор не было ответа на этот сложнейший вопрос, хотя поиском занимались филологи, историки и археологи многих стран мира. Профессор Камилов объясняет ситуацию на основе закономерностей, происходящих в физическом мире, используя теорию фазовых переходов и ее подраздела — теории протекания.
Прежде чем приступить к анализу статьи руководителя Дагестанского научного центра Российской академии наук, члена-корреспондента РАН, доктора физико-математических наук, профессора Ибрагимхана Камилова, думаю, нелишне прокомментировать наиболее общие элементы физического подхода к решению этой фундаментальной проблемы. А еще условиться о том, что языковой фактор — как психосоциальное явление — играет одну из важнейших ролей не только в мировой лингвистике и истории, но и в мировой и региональной политической жизни. Языковой фактор может детерминировать (определять) как положительные (интернациональные) процессы в обществе, так и отрицательные (сепаратистские, шовинистические), обостряя, таким образом, борьбу между силами добра и зла.
Проблема фазовых переходов относится к числу фундаментальных. Лауреат Нобелевской премии академик В. Л. Гинзбург назвал ее проблемой номер один современной макроскопической физики. В ее рамках был выдвинут важнейший принцип, заключающийся в возможности универсального описания многочисленных, на первый взгляд, совершенно разных (физических, химических, биологических, социальных и т.д.), явлений природы, в особенности в области фазовых переходов и критического состояния вещества. Это одна из самых универсальных концепций, содержащая в себе и неисчерпаемый прикладной потенциал. На основе использования достижений теории фазовых переходов — построена практически вся техническая культура, начиная от бытовых электроприборов, современной электроники и кончая континентальными ракетами и космическими кораблями. Не будь в природе фазовых переходов невозможна была бы жизнь вообще, ибо, как утверждает профессор Камилов, не только вселенная, но живые организмы, в том числе и человеческий, есть поистине неисчерпаемый резервуар фазовых переходов и критических явлений.
Успехи отечественных физиков в области физики фазовых переходов, наряду с успехами в других областях знания, обеспечили для нашей страны самые передовые позиции на международной научно-технической, да и политической арене. Кстати сказать, в этом есть значительная доля заслуг ведущей в стране научной школы, созданной и руководимой Ибрагимханом Камиловым. Научные исследования этой школы, опубликованные в более чем 600 трудах, значительная часть из которых переведены за рубежом на английский язык и докладывались в десятках стран мира, давно уже получили мировое признание.
Представленная автором в статье (сокращенно) «Закономерности исчезновения языков» концепция, основанная на теории фазовых переходов, парадоксальным образом сжимает многовековые пласты историко-социальных процессов за счет облегчения картины демографической экзистенции в понятие бесконечного кластера, что позволяет для понимания главного отбросить в сторону второстепенное, лучшее, мешающее проникнуть в суть (когнитивной) проблемы. Так, в частности, ссылаясь на фундаментальные исследования Р.М. Магомедова по истории Дагестана, автор предостерегает читателя от паралогизма (заблуждения по незнанию) истолковывать язык как достаточное обоснование для этнической идентификации, ибо на свете много народов, сохранивших себя как социальную общность, приняв чужой язык и потеряв при этом свой, исконный безвозвратно.
Конечно, широкий круг читателей не знает, что такое «бесконечный кластер» и как он образуется, этого термина нет даже в 30-томнике «БСЭ», в которой приведены лишь формула и рисунок схемы «кластерной структуры» без единого разъяснительного слова. Да и сама статья профессора Камилова написана в строго научном жанре на стыке физических и гуманитарных наук и адресована сугубо научной общественности. Но актуальность выдвинутого в статье тезиса (демонстрации и аргументации основной мысли) чрезвычайно высока для общества ввиду детерминизма (причинно-следственной связи) языкового фактора относительно социально-политико-правовых процессов, которые могут протекать, как было выше сказано, объединяя и разъединяя народы и их языки.
Не перевести содержание статьи профессора Камилова на общедоступный язык было бы непростительно для аналитической журналистики, обязанной быть адаптирующим проводником между наукой и обществом. Научно-популярный жанр, освещая то или иное передовое достижение чистой науки, предполагает минимизацию терминологии и максимизацию конструктивных частей строгих научных понятий. Но для последовательного комментирования такой статьи, как «О некоторых закономерностях исчезновения языков народов мира в свете теории фазовых переходов», адаптируя научную терминологию, примененную в ней автором, и десяти статей будет мало.
А между тем, эмпирически доказуемо, что любые вещества при соответствующих внешних воздействиях переходят в твердое, жидкое и газообразное, магнитное, немагнитное, сверхпроводящее, сверхтекучее и другие состояния (фазы), соответствуя принципу универсальности. Это и есть обобщенная картина теории фазовых переходов из одного состояния в другое, что собственно и происходит во вселенной безостановочно благодаря возникновению в природе каналов протекания бесконечного кластера, посредством которых Ибрагимхан Камилович приходит к сенсационному открытию.
В статье затронуты проблемы истории языков еще с античной эпохи (хурито-урартской группы, ираноязычных скифов и др.) и современных (аварского, азербайджанского, кумыкского, балкарского и др.). До И.К. Камилова никому не удавалось раскрыть механизм процесса перехода некоторых языков в разряд мертвых.
Заслуга автора статьи еще и в том, что ему удалось установить фокус на острие идентичности (перколяции, то есть протекания) закономерностей фазовых переходов в материальном мире и в мире социальном. Контраст установленного фокуса буквально граничит с абсолютом. Социум есть мир не вещественный, состоящий из взаимоотношений людей на основе сознания (рефлексии), подчиняющегося, как эмпирически утверждал К. Маркс, бытию, то есть вещественному миру. Но одно дело подчиняться, быть определяемым и совсем иное дело четко понимать их соответствие универсальным законам и принципам природы.
Это не просто для понимания, даже для ученых. И, наверное, это как раз тот случай, когда читателю необходимо все же владеть хотя бы элементарно-базовыми знаниями в таких областях науки, как физика, философия, история, лингвистика. В общем, все то, что по идее должно лежать в основе культурного минимума современной личности. Ведь сложность заключается не столько в терминологии статьи, которую при большом желании не трудно изучить, сколько в парадоксальности самого мира, в его дискретных (зернистых, отсутствующе-присутствующих) формах и потрясающих функций протекания, что воистину граничит с фантастикой!
Для примера сравним понятие «мысль» с понятием «металл», то есть нематериальную основу с материальной… Могут ли в них протекать идентичные процессы?
В буквальном смысле, разумеется, нет. А в форме предсказаний теории фазовых переходов — да, может. Это хорошо видно из квантовой механики, из механизмов функционирования компьютеров, лазерных пушек, биологических роботов и других технических продуктов человеческого гения, работающих только лишь потому, что, образно говоря, в железо внедряется человеческая мысль (программа), словно патрон, начиненный порохом и пулей. Чем не фантастика! Но прочь гилозоизм, которым грешили великие мыслители античности и средневековья! Мы воспринимаем буквально только аксиомы, все остальное в этом мире требует долгих и тщательных логистических осмыслений, подтверждений, словом, верификации.
А теперь представьте, что сила квантовой (световой, «одушевляющей» железо) бомбы в тысячу раз мощнее самой мощной ядерной бомбы! Ясно ведь, что человек, как вид, да и вся Земля, оказались не только на грани колоссального прогресса, но и на грани гибели в силу собственного ума, из-за безудержной гонки вооружения.
Но Ибрагимхан Камилов, движимый гуманистической идеей, эту все же необходимую для человечества как воздух, но в какой-то степени страшную в смысле ядерную науку — физику — ставит на служение гражданскому обществу, благороднейшим целям интернационализма и доказывает, что, например, кумыки являются плоть от плоти народом дагестанским, а азербайджанцы коренным кавказским народом, но в результате перколяции и образования языкового бесконечного кластера потерявшими свои изначальные родные языки. В частности, в таком частном вопросе, как происхождение азербайджанцев, балкарцев, кумыков и многих других, поставлена окончательная точка. Кумыки, балкарцы, азербайджанцы, осетины и другие, это не пришлые на Кавказ народы. Это язык у них пришлый, а народы коренные кавказские.
Отталкиваясь от теории фазовых переходов, он проводит аналогию между появлением «бесконечного кластера» в растительном мире на примере проектирования фруктового сада, где слишком близко посаженные деревья могут в случае болезни заражать друг друга, и появлением «бесконечного языкового кластера», имеющим обыкновение пронизывать общественное сознание одних народов в сознание других народов. Бесконечный языковый кластер появляется при смещении разноязычных народов по достижении определенного порогового количества пришлого носителя инородного языка.
Итак, в системе, состоящей из носителей двух языков, в соответствии с представлением теории протекания, а именно при достижении порогового предела носителей языка пришельцев, коренной народ закономерно принимает язык пришельцев и вследствие этого коренной язык со временем становится мертвым. Именно по такому сценарию тысячи и тысячи языков народов мира стали мертвыми.
Таким образом одни языки сохраняются, другие переходят в разряд мертвых языков, хотя сам народ остается и даже процветает, а третьи языки, как показывает профессор Камилов на примерах говоров аварского языка Гунибского района, диалектизируются (видоизменяются).
Наиболее выпукло образование языкового бесконечного кластера следует при проведении аналогии языковых фаз (состояний) с процессами, происходящими при разбавлении немагнитного вещества магнитными атомами. «Итак, чтобы система стала магнитной, — пишет профессор Камилов, — не обязательна замена всех немагнитных атомов магнитными. -И задается вопросом: — При каких же концентрациях магнитных атомов немагнитная среда становится магнитной?». Он приводит пропорцию от 12 до 60% и доказывает, что в языковом бесконечном кластере наблюдаются те же процессы фазовых переходов, какие наблюдаются не только в магнитном мире, но и в целом физическом, биологическом, химическом, социальном и другом мире.
В плоскостном Дагестане пороговое значение чужого языкового кластера в результате бесконечных нашествий инородных племен достигало критических отметок, порой несколько больше 12 %. Но поскольку многие кавказские народы сохранились в форме антропологической основы восточного кавказского этногенеза, то коренные изменения в их языках могут появиться при достижении пороговых концентраций чужого языкового кластера в пределах от 12 %. «… в горном Дагестане не возникло условий для образования бесконечного языкового кластера из носителей чужого языка», — резюмирует автор статьи. Причиной же этому должно быть то, что в горах концентрация чужого языкового кластера не достигла порогового значения.
Исходя из этой схемы, мы воочию можем убедиться также в особом значении русского языка в формах сознания дагестанцев. Однако русский язык, несмотря на свой государственный статус и полноценные функции социальных рефлексий, что значит: русский язык является не только языком межнационального общения, но еще языком образования, науки, культуры, профессии, все еще не достигает 12 и более процентов концентрации. Следовательно, сегодня русский язык не подавляет наши национальные языки.
А те естественные процессы, в силу которых молодежь в городах Дагестана все хуже и хуже владеет родными языками, сегодня носят локальный характер, зависимый исключительно от императивных выборов отдельных личностей. То есть, если дееспособный совершеннолетний дагестанец решает, что ему достаточно знать русский язык, — это его законное право и в этом нет серьезной угрозы для национального языка, пусть даже очень малочисленного. Ибо не люди созданы для национальных языков, но языки национальные предназначены самой историей для правопозитивной идентификации. И если при идентификации человек еще знает хоть что-то о своем праязыке, то это уже огромный культурологический прогресс. И именно на такой прогресс направлена блестяще написанная статья профессора Камилова.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




6