Но в первую очередь речь о пиве: его отсутствие на каждом углу теперь все более заметно и бросается в глаза даже тем, кто не является любителем этого пенного напитка. Хотя слово «любители» применительно к пиву так и просится, чтобы его взять в кавычки. В большинстве своем дешёвое пойло, которым под видом пива в основном были затарены отечественные торговые прилавки, с подлинным пивом, как говорится, и рядом не лежало.
Однако данное новшество касается не столько качества пива. Это другой вопрос. Ровно настолько, насколько другим вопросом является количественный показатель потребления пива в России, на величину которого законодательные ограничения повлияют едва ли. Зато хоть есть надежда, что свинарники в окрестностях ларьков, бойко торговавших лёгким алкоголем, уйдут в прошлое. Ведь если не продают пива, составлявшего почти 70%-ный оборот ларёчного бизнеса, стало быть, не будет и тары из-под него, которая в опорожненном виде выбрасывалась, как правило, туда, куда захмелевшая душа пожелает.
К тому же поправки в закон расширили и конкретизировали список мест, где пиво отныне употреблять запрещено. К ним помимо прочего отнесены дворы, подъезды, лестницы, лестничные и детские площадки, парки, скверы, пляжи — то есть большинство дислокаций пиволарёчных завсегдатаев, которым не терпится приложиться к родимой бутылке в ближайшей к ларьку местности.
Другое дело, что законодателям, сказавшим «а» и обозначившим запреты для любителей пива, нужно теперь сказать «б» и поправить Кодекс об административных правонарушениях, как это планировалось. Ибо нынешние штрафы в 100 рублей за нарушение запрета выпивать где ни попадя и выглядят смехотворно, и действенны как для мёртвого припарка.
Благо, не пивом единым жив человек. Есть вопросы и более насущные, затрагиваемые в том числе вступившими с 1 января в действие новыми нормативами.
В частности, заметные изменения произошли в страховом законодательстве. Отныне ни один перевозчик (за исключением метро и такси) не сможет без обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров осуществлять свою деятельность. И хотя жизнь, как известно, бесценна, закон всё же определил страховые выплаты для тех случаев, когда по вине перевозчика пострадали пассажиры: два миллиона рублей страховщики выплатят в случае гибели людей, до двух миллионов – за полученные ранения в зависимости от тяжести ранений. Такие же суммы при страховых случаях, впрочем, должен выплатить и метрополитен, хотя закон и освобождает его от обязанности страховать гражданскую ответственность. Раскошелиться придётся и тем перевозчикам, которые пренебрегли требованиями закона, – в пределах оговорённых законом сумм.