Занковский, Калинин, Агапкин…
Многие знаменитости посетили нашу республику в летний период. Климатические условия, историко-культурные объекты, кухня, преисполненная особым колоритом, – эти и другие факторы способствуют формированию имиджа региона, определяют его туристский потенциал. И всё же в первую очередь предметом интереса служит неповторимая природа Страны гор, потрясающие пейзажи.
Среди художников, в разные годы посвящавших свои произведения Дагестану, видное место занимает Илья Занковский (в этом году исполняется 190 лет со дня его рождения). В отличие от других живописцев, изображавших на холсте сражения, боевые походы, Занковского привлекала именно природа горного края. Известно, что Илья Николаевич был очарован живописностью окрестностей Гуниба. Он пишет извивающуюся лентой дорогу на Верхний Гуниб, по которой продвигается группа всадников-горцев на фоне величественной панорамы гор, запечатлевает историческое место – небольшую беседку на том самом месте, где произошли заключительные переговоры Шамиля с командующим царской армией на Кавказе князем Барятинским. Вот и сам знаменитый аул Гуниб.
Любил он писать и вечерние мотивы, когда уходящие лучи солнца еще окрашивают скалы в пурпур, а горные дали уже погружены в холодный вечерний сумрак. Произведения Ильи Занковского имеют документальное значение. Его работа «Сакля Шамиля на Гунибе» дает возможность представить, как выглядело последнее жилище имама. Удивительным образом в небольших работах художник реально, мастерски показывает бескрайние цепи гор, вершины, частично скрытые облаками, зияющие пропасти. Нередко живописец вводит фигуры горцев в национальных костюмах, что придает каждой картине некоторую романтическую направленность.
Свои полотна он выставлял в экспозициях Кавказского общества поощрения изящных искусств и Общества взаимопомощи кавказских художников, которые вели большую организационную работу и активно способствовали становлению изобразительного искусства в этом регионе России. Был связан Занковский и с Обществом русских акварелистов. Имя его можно смело поставить в один ряд с такими известными пейзажистами, обращавшимися в своих произведениях к природе Кавказа, как Г. Гагарин, Т. Горшельт, Ф. Байков, И. Айвазовский, Н. Чернецов, В. Тимм и другие.
***
А вы знали, что большая и крепкая дружба связывала нашу республику с «Всесоюзным старостой» Михаилом Калининым, который дважды побывал здесь?
Первая поездка была предпринята по поручению ВЦИК и ЦК коммунистической партии в целях ознакомления с жизнью и положением дел в автономных республиках и областях Северного Кавказа. 9 мая Калинин прибыл в Пятигорск, затем побывал в Чечне, Кабарде и 15 мая приехал в Махачкалу. В тот же день он отправился на место строительства канала Сулак – Петровск, строившегося всеми трудящимися Дагестана с величайшим энтузиазмом. Гость дал высокую оценку героическому труду дагестанцев. Вскоре по окончании этой всенародной стройки Дагестанская АССР была награждена орденом Трудового Красного Знамени. 18 мая 1923 года дагестанцы тепло проводили Михаила Ивановича в Ростов-на-Дону.
Второй его приезд состоялся через 5 лет – в августе 1928 года. На этот раз он гостил около 10 дней. Был на заводе «Дагестанские Огни», в Буйнакске, в Гунибе.
Скромно, по-крестьянски одетый Калинин с первых дней пребывания в ауле нашел общий язык с горцами. К нему шли из Гуниба и других сёл ходоки со своими думами и наболевшими вопросами. Кто-то из местного руководства осторожно попросил посетителей не утомлять дорогого гостя. Узнав об этом, Михаил Иванович распорядился пустить к нему всех желающих. «Плохо только, – с досадой говорил он, – языка не знаю. Все печали и радости могу слушать только через переводчика».
Гуляя по Гунибу, староста заходил в дома горцев, интересовался их жизнью и бытом, расспрашивал обо всех мелочах: как печется хлеб, откуда население берет дрова и воду. Удивлялся, видя искусно сложенные груды кизяка. Своими наблюдениями делился с руководством района, совместно с ним обдумывал, как изжить недостатки, покончить с бедностью, жить лучше. Он побывал и в других горных селениях, в частности в Дарада-Мурада, Хиндахе. Всюду ходил пешком, неторопливо, мерно постукивая своей палочкой.
***
Кто не знает марш «Прощание славянки»? Автор марша Василий Агапкин родился
3 февраля 1884 года в деревне Шанчерово Рязанской губернии. А воинскую службу он начинал в Дагестане.
В поисках лучшей доли семья переехала в Астрахань. 10-летнего Васю зачислили воспитанником духового оркестра 308-го пехотного батальона. Через 4 года он был признан лучшим солистом полка. Спустя время представилась возможность перевестись на Кавказ в оркестр вольнонаемным музыкантом. В 1899–1906 годах Агапкин служил в оркестре Аварского резервного батальона 82-го пехотного Дагестанского полка.
В феврале 1964 года Василий Иванович отметил свое 80-летие, а в октябре его не стало. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. На скромном памятнике-стеле высечены начальные такты марша «Прощание славянки», обессмертившего имя своего создателя. Этот марш звучит повсюду: на вокзалах, при спуске корабля на воду, на парадах, во время проводов на военную службу…