Запаска для автопрома
Рост стоимости автомобилей стал незамедлительным следствием распространения коронавируса по миру. В конце прошлого года автопром столкнулся и с проблемой дефицита запчастей. В целом отрасль неслабо настрадалась за время действия пандемии, даже уходя в онлайн-продажи, не смогла толком повлиять на ситуацию в сторону стабилизации.
Однако ряд марок премиальных брендов стал продаваться даже с плюсом к допандемийному периоду. Факт мог бы показаться странным, если бы не имел место быть другой не менее странный факт: богатейшие люди планеты в условиях экономического кризиса только увеличили свои капиталы. В этот раз ситуация кардинально поменялась.
С началом военной операции на Украине мировая автомобильная промышленность стала предпринимать определенные меры по сдерживанию где-то продаж, а где-то и производств. Автогигант Toyota с 1 марта на сутки и вовсе остановил работу на всех своих 14 сборочных линиях заводов в Японии ввиду системного сбоя у одного из местных поставщиков. Пресс-служба производителя обошлась без подробностей происходящего. Напомним, наряду с другими крупными автопроизводителями Toyota всё ещё испытывает дефицит электронных компонентов, вызванный остановками заводов в ходе пандемийных локдаунов.
Компания уже сообщала, что в этом месяце планирует остановить сборку на трех линиях, с которых сходят C-HR и Aqua, а также Lexus ES, RX, NX, CT и UX. Как следствие – объем выпуска в марте, по предварительным прогнозам, должен был уменьшиться на 100 тысяч автомобилей – до 950 тысяч, но в силу обстоятельств новый массовый простой повлияет и на это прогнозное значение.
Европейцы и некоторые американские автопроизводители предпочли приостановить поставки новых автомобилей в Россию. Это Audi, Land Rover, Porsche, General Motors и некоторые другие компании. Так, Audi остановила отгрузки автомобилей российским дилерским предприятиям уже с конца февраля, как следует из письма автоконцерна в адрес российских партнеров. Тем не менее в компании пояснили, что ранее прошедшие российскую таможню и запланированные к отгрузке со склада импортёра автомобили будут отправлены в адрес дилерских центров по уже сформированным документам. Американский же концерн в своём релизе между строк выразил солидарность с собственным правительством и признаки законопослушности. General Motors сообщил, что соблюдает законы и правила рынков, где ведется их бизнес, «включая применимые экономические санкции США и законы и правила экспортного контроля».
О намерении не отзывать автомобили, уже отгруженные по заранее достигнутым договорённостям, заявил и британский «Land Rover». Производители известных «проходимцев» подчеркнули, что на российский рынок попадут только те автомобили, которые на 24 февраля были уже в пути. «Компания Jaguar Land Rover очень обеспокоена обострением ситуации между Россией и Украиной и внимательно следит за развитием событий», – пояснил официальный представитель компании.
Немецкий «Porsche» привёл аналогичные доводы и сообщил о схожих планах. По данным некоторых СМИ, сообщения о приостановке поставок ожидаются также от Volkswagen, его подразделения «Volkswagen коммерческие автомобили» и чешской Skoda. А задержки поставок запчастей из Украины станут поводом для остановки производства на двух немецких заводах Volkswagen.
Daimler Truck (подразделение концерна Mercedes-Benz Group, выпускающее грузовики) отказывается от сотрудничества с российским «КамАЗом». Об этом сообщила в понедельник, 28 февраля, немецкая газета Handelsblatt.
Как ранее сообщили в Минпромторге РФ, в России могут возникнуть временные сложности с поставками иностранных автомобилей на фоне ситуации в мире. «Российские автопроизводители являются частью мировой автомобильной промышленности. В связи со сложившейся в мире обстановкой могут возникать логистические сложности, которые носят объективный и временный характер. Минпромторг России следит за обстановкой в автомобильной отрасли и готов совместно с производителями искать решения возникающих проблем», – сказали в министерстве.
Тем временем ценовая политика «АвтоВАЗ» с 1 марта резко изменилась. Российский автогигант повысил цены на автомобили «Lada», рост по всему модельному ряду в среднем составил около
15 %, как следует из обновленных прайс-листов производителя. Так, минимальная стоимость Lada Granta – 685 тысяч рублей (+14 %), Vesta – 1 миллион 33 тысячи рублей (+20 %), Largus универсал – 1 миллион 77 тысяч рублей (+30 %), Xray – 1 миллион 10 тысяч рублей (+22 %), Niva Legend – 777 тысяч рублей (+9 %), Niva Travel – 1 миллион 4 тысячи рублей (+14 %). На фоне этого эксперты прогнозируют проблемы с производством на заводе ввиду возможного дефицита иностранных комплектующих.
Эксперты, опрошенные агентством «Автостат», рассказали, какие последствия в связи с этим могут возникнуть для российского авторынка. По словам генерального директора сети автосалонов Fresh Auto Дениса Мигаля, на сегодняшний день автоконцерны не оповещали дилеров о корректировке прайсов из-за обостренной политической ситуации, но в скором времени ожидается повышение цен.
«Прежде всего из-за роста курса валют, второй причиной могут стать санкции, наложенные на Россию, из-за которых могут приостановить или вовсе разорвать контракты на поставку комплектующих из-за рубежа. Уже сейчас их стоимость увеличилась на 20 %, и это, скорее всего, не предел. С учетом того, что даже локализованные в России бренды по производству авто используют 20–40 % импортных деталей, рост стоимости их моделей неизбежен», – приводит портал высказывание эксперта.
По мнению директора по развитию автохолдинга «Ключавто» Юлии Овчинниковой, собеседницы «Автостата», авторынку предстоит адаптироваться к новым экономическим реалиям – взаимодействие со многими зарубежными партнерами вынужденно приостановлено, ряд автопроизводителей объявил о временной приостановке поставок машин. «Следствием могут стать затяжной дефицит на российском авторынке, перебои в цепочках поставок, рост цен. Вывод некоторых новых моделей на российский рынок может быть отложен. Конечно, наибольшие проблемы возникнут с западными автопроизводителями. Китайские автобренды в текущих условиях, вероятно, находятся в более выигрышной ситуации. В целом на ситуацию на авторынке будут влиять курсы валют, ключевая ставка ЦБ, поставки новых автомобилей и комплектующих, на которые оказывает воздействие общая политическая ситуация в том числе».
На фоне происходящего эксперты портала Autonews.ru проанализировали актуальную стоимость подержанных автомобилей на российском рынке. На 20–30 % за несколько дней выросли цены на машины с пробегом. Причем резкое подорожание зафиксировали на всех крупных торговых площадках. Большинство россиян интересуется моделями Hyundai, Kia, Lada и Toyota.