«За 1 млн рублей можно купить нормальную машину. Депутаты Госдумы ездят именно на таких, а главы администраций районов позволяют себе машины гораздо дороже», — заявил автор нового законопроекта. По его словам, чиновники должны приобретать автомобили за свой счет в том случае, если автомобиль стоит дороже одного миллиона рублей.
Позитивный эффект предлагаемого законопроекта в том, что он повышает ответственность чиновников, объединяет их в единую прослойку управленцев с общими поведенческими моделями, искореняет паразитизм в органах государственной власти. По мнению сторонников этого законопроекта, у чиновников в стране должны быть одинаковые условия работы и привилегии, не зависящие от возможностей отдельных регионов.
Так как чиновник находится на государственной службе, не должно быть ситуации, когда у чиновника, к примеру в Нижнем Новгороде, автомобиль за 5 млн рублей, а у чиновника в Махачкале — за один миллион рублей. Таким образом авторы законопроекта предлагают уравнять государственные органы власти в различных регионах страны, разных по уровню благосостояния, возможностям и ресурсам.
«Надо беречь бюджетные деньги. Все чиновники, за исключением Президента и премьер-министра, должны ездить на автомобилях, которые собраны в нашей стране. Toyota Camry собирают в нашей стране, и она стоит 900 тыс. рублей», — заявил депутат единоросс Валерий Трапезников, поддержавший эту законодательную инициативу.
Конечно, прежде всего среди противников этого законопроекта представители крупных регионов, богатых ресурсами и финансовым потенциалом. В случае принятия такого документа организациям, имеющим большие финансовые возможности, придется довольствоваться автомобилями за один миллион рублей, чего, вероятно, не хочется руководству таких учреждений. Первый зам. руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Вячеслав Тимченко отметил, что «в Кировской области необходимо передвигаться на автомобилях повышенной проходимости, покупая машины, нужно исходить из возможностей региона и муниципальных образований. Иногда есть необходимость приобретать и дорогие автомобили».
По мнению экспертов, есть необходимость в дорогих автомобилях и в Дагестане, так как если чиновнику надо съездить в горный район по бездорожью, лучше всего подойдет внедорожник, который обойдется дороже одного миллиона рублей с учетом предъявляемых требований к машинам представительского класса.
Напомним, что первым с предложением запретить чиновникам и сотрудникам госкомпаний покупать автомобили стоимостью более 1,5 млн рублей выступил оппозиционер Алексей Навальный. Тему дорогих автомобилей быстро подхватили и депутаты от Общественного народного фронта. По-видимому, развитие государства идет не только по линии интеграции страны на основе единых политических символов и ценностей, но и единых для государства и общества стандартов, социальных норм и правил поведения, формирующихся вокруг этических и морально-нравственных аспектов активности равно в политике, экономике, в государственной сфере.
Среди субъектов СКФО Антон Силуанов выделил Чечню как наиболее расточительную республику в плане содержания автопарков для чиновников. Глава Минфина пояснил, что автопарк чиновников Чеченской Республики составляет около половины автопарка чиновников всего Северного Кавказа.
Примечательно, что ориентир на оптимизацию расходов приобретает значение стратегического решения по всем ключевым вопросам экономической жизни нашего общества, однако такой выбор оправдан лишь в условиях неблагоприятной макроэкономической ситуации. Ведь совершенно ясно, что при быстро растущей экономике увеличение расходов стимулирует еще больший экономический рост.
В экономике ныне нет быстрого роста, потому общество перекладывает вину на чиновников, а депутаты принимают соответствующие законы. Все внимание приковано к эффективности работы чиновников, и российские средства массовой информации тиражируют слова Антона Силуанова, давая гражданам пищу для размышлений. Полагаем, что запрет на дорогие автомобили для чиновников в общем перечне аналогичных запретов формирует пространство развития современной российской общественно-политической мысли.