Зажечь сердца детей


Любой учёный должен делиться с детьми своими переживаниями. Переживания определяют суть человека и его нравственный статус. Так рассуждает Шамиль Алиев, академик, общественный деятель, один из ведущих разработчиков торпедного и ракетного оружия.
Вообще, Шамиль Гимбатович находка для журналиста. Если спросить его, в какой аудитории он ощущает себя наиболее комфортно, ответ будет такой: в аудитории подавляющего меньшинства. Но на этот раз представителей СМИ в конференц-зале «Дагестанской правды» было много. А поводом для очередной встречи послужила необходимость усиления в сложившихся условиях работы в области патриотического воспитания молодёжи.
По Эйнштейну, внешнее оправдание нашей деятельности заключается в её практической пользе. В этом плане журналисты выступают связующим звеном между учёными и народом, – считает Алиев. – Главный же недостаток нашего времени в том, что мы ищем внешнее оправдание без внутреннего совершенства. Допустим, ты купил медаль чемпиона мира по боксу и после 18:00 боишься выходить на улицу.
Хотите казаться лучше, чем вы есть? Ваше право! Только не переусердствуйте, а то будете выглядеть посмешищем.
***
Много десятилетий я занимаюсь одним и тем же, но в разных масштабах, с разными подходами. В 16-летнем возрасте пришёл в оборонную промышленность, когда научная мысль активно напрашивалась. При этом были люди, не понаслышке знакомые с атомной промышленностью и ядерной энергетикой.
Особое место в этом ряду занимает профессор, Герой Социалистического Труда, начальник и главный конструктор бюро Балтийского судостроительного завода имени С. Орджоникидзе Министерства судостроительной промышленности СССР Генрих Гасанов. Я был знаком с ним лично. Генрих Алиевич занимался разработкой реакторов для подводных лодок, заведовал кафедрой ядерной энергетики в «Корабелке» (ныне – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет). Значительный вклад в развитие науки и подготовку научных кадров внесли профессор Магомед Апашев, с чьим именем во многом связана история советского танкового двигателестроения, и Амир Амаев, профессор, лауреат Ленинской премии, физик-ядерщик, кавалер многих орденов и медалей, работавший с самим Курчатовым. У истоков же просветительской и военно-патриотической работы в Дагестане стоит завод «Дагдизель». Конечно, были и другие заводы, но, скажем так, научная линия появилась именно на «Дагдизеле». Учёные из Москвы, Санкт-Петербурга приезжали сюда делиться своим опытом, читали лекции. Благодаря им у нас выросло целое поколение хороших инженеров, ученых. Они востребованы и сегодня.
***
Я в последние годы готовлю, что называется, эскизы к закату. Это нормальное явление: если ты хорошо вошел в роль, то тебе легко уйти со сцены. И вот мы с единомышленниками задумали открыть в республике детско-юношеское конструкторское бюро. Во-первых, у нас есть исторический опыт и, что немаловажно, очень много активных, инициативных детей, которые хотят учиться, приобретать знания. Во-вторых, у этих деток много удивительных вопросов. Мне хотелось бы немного зажечь детские сердца, хотя я понимаю: это сложнейшая задача. Для практической реализации проекта решил выделить часть собственной дачи. Обучение будет бесплатным, организация – общественной (на российском уровне). Дети будут играть роли: Пифагора, Ньютона и др. Если удастся воплотить задуманное в жизнь, думаю, это будет огромный вклад в будущее Дагестана и России.
Школа должна в первую очередь развивать способности детей, вырабатывать в ребятишках страсть к чему-либо. Чтобы эта страсть оставалась в них на всю жизнь
С учётом того, что идею создания такого бюро поддерживают руководство региона и все академические, научные и отраслевые институты России, в Минобрнауки РД после длительного перерыва появились профессионалы своего дела Я. Г. Бучаев, М. Х. Абидов и другие, которые полны решимости включиться в работу с детьми, Совет безопасности России отмечает исключительную роль Дагестана в патриотической и просветительской работе среди молодёжи, и, наконец, с учётом больших возможностей и вклада Сулеймана Керимова не как олигарха, а как крупного общественно-политического деятеля и сенатора, актуальность данного вопроса не вызывает сомнений.
***
В самолёте, в парке или кафе я никогда не упускаю возможности пообщаться с детьми, стараюсь раскрыть их, тогда они никогда не забудут это счастливое время. Здорово, если пребывание с тобой по душе какому-нибудь взрослому человеку. Счастье – это когда тебя любят не абстрактно, а за конкретное дело, ещё большее счастье – когда тебя понимают, ну а высшее счастье – когда ты любишь.
***
У входа в «Академию ангелов» есть надпись: «Спасать детей от взрослых». Дома, в садике, в школе – детей везде воспитывают. По этой причине я решил сделать их в хорошем смысле недисциплинированными. Я иногда в близком кругу говорю: школа – это вредная организация. Разумеется, в шутку, с долей иронии. А если серьёзно, то обучать детей, давать им знания не главная задача общеобразовательного учреждения. Школа должна в первую очередь развивать способности детей, вырабатывать в ребятишках страсть к чему-либо. Чтобы эта страсть оставалась в них на всю жизнь. Даже не знаю, когда я сам начал считать, никто меня этому не учил. Впрочем, может, и учил, только я ведь не слушал на уроках, более того, искал повод, чтобы наглядно показать, что мне не интересен тот или иной предмет. Бывало, спрашивал у учителей: «Зачем мне это?» А мне отвечают: «Тебе пригодится». Для чего пригодится? Я же не беру с собой на всякий случай бульдозер.
Это не означает, что так надо. Это означает, что следует учитывать интересы детей. Ребёнку нравится русская литература и абсолютно чужда математика. Так зачем нанимать репетитора по математике?
Статьи из «Общество»
По следам одного судебного решения

Визит контролёра

Экологические вызовы

Новаторский характер

Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи
