Сетевое издание «Дагестанская правда»

19:55 | 09 декабря, Пт

Махачкала

Weather Icon

Зажечь сердца детей

A- A+

Любой учёный должен делиться с детьми своими переживаниями. Переживания определяют суть человека и его нравственный статус. Так рассуждает Шамиль Алиев, академик, общественный деятель, один из ведущих разработчиков торпедного и ракетного оружия.

Вообще, Шамиль Гимбатович находка для журналиста. Если спросить его, в какой аудитории он ощущает себя наиболее комфортно, ответ будет такой: в аудитории подавляющего меньшинства. Но на этот раз представителей СМИ в конференц-зале «Дагестанской правды» было много. А поводом для очередной встречи послужила необходимость усиления в сложившихся условиях работы в области патриотического воспитания молодёжи.

По Эйнштейну, внешнее оправдание нашей деятельности заключается в её практической пользе. В этом плане журналисты выступают связующим звеном между учёными и народом, – считает Алиев. – Главный же недостаток нашего времени в том, что мы ищем внешнее оправдание без внутреннего совершенства. Допустим, ты купил медаль чемпиона мира по боксу и после 18:00 боишься выходить на улицу.

Хотите казаться лучше, чем вы есть? Ваше право! Только не пере­усердствуйте, а то будете выглядеть посмешищем.

***

Много десятилетий я занимаюсь одним и тем же, но в разных масштабах, с разными подходами. В 16-летнем возрасте пришёл в оборонную промышленность, когда научная мысль активно напрашивалась. При этом были люди, не понаслышке знакомые с атомной промышленностью и ядерной энергетикой.

Особое место в этом ряду занимает профессор, Герой Социалистического Труда, начальник и главный конструктор бюро Балтийского судостроительного завода имени С. Орджоникидзе Министерства судостроительной промышленности СССР Генрих Гасанов. Я был знаком с ним лично. Генрих Алиевич занимался разработкой реакторов для подводных лодок, заведовал кафедрой ядерной энергетики в «Корабелке» (ныне – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет). Значительный вклад в развитие науки и подготовку научных кадров внесли профессор Магомед Апашев, с чьим именем во многом связана история советского танкового двигателестроения, и Амир Амаев, профессор, лауреат Ленинской премии, физик-ядерщик, кавалер многих орденов и медалей, работавший с самим Курчатовым. У истоков же просветительской и военно-патриотической работы в Дагестане стоит завод «Дагдизель». Конечно, были и другие заводы, но, скажем так, научная линия появилась именно на «Дагдизеле». Учёные из Москвы, Санкт-Петербурга приезжали сюда делиться своим опытом, читали лекции. Благодаря им у нас выросло целое поколение хороших инженеров, ученых. Они востребованы и сегодня.

***

Я в последние годы готовлю, что называется, эскизы к закату. Это нормальное явление: если ты хорошо вошел в роль, то тебе легко уйти со сцены. И вот мы с единомышленниками задумали открыть в республике детско-юношеское конструкторское бюро. Во-первых, у нас есть исторический опыт и, что немаловажно, очень много активных, инициативных детей, которые хотят учиться, приобретать знания. Во-вторых, у этих деток много удивительных вопросов. Мне хотелось бы немного зажечь детские сердца, хотя я понимаю: это сложнейшая задача. Для практической реализации проекта решил выделить часть собственной дачи. Обучение будет бесплатным, организация – общественной (на российском уровне). Дети будут играть роли: Пифагора, Ньютона и др. Если удастся воплотить задуманное в жизнь, думаю, это будет огромный вклад в будущее Дагестана и России.

Школа должна в первую очередь развивать способности детей, вырабатывать в ребятишках страсть к чему-либо. Чтобы эта страсть оставалась в них на всю жизнь

С учётом того, что идею создания такого бюро поддерживают руководство региона и все академические, научные и отраслевые институты России, в Минобрнауки РД после длительного перерыва появились профессионалы своего дела Я. Г. Бучаев, М. Х. Абидов и другие, которые полны решимости включиться в работу с детьми, Совет безопасности России отмечает исключительную роль Дагестана в патриотической и просветительской работе среди молодёжи, и, наконец, с учётом больших возможностей и вклада Сулеймана Керимова не как олигарха, а как крупного общественно-политического деятеля и сенатора, актуальность данного вопроса не вызывает сомнений.

***

В самолёте, в парке или кафе я никогда не упускаю возможности пообщаться с детьми, стараюсь раскрыть их, тогда они никогда не забудут это счастливое время. Здорово, если пребывание с тобой по душе какому-нибудь взрослому человеку. Счастье – это когда тебя любят не абстрактно, а за конкретное дело, ещё большее счастье – когда тебя понимают, ну а высшее счастье – когда ты любишь.

***

У входа в «Академию ангелов» есть надпись: «Спасать детей от взрослых». Дома, в садике, в школе – детей везде воспитывают. По этой причине я решил сделать их в хорошем смысле недисциплинированными. Я иногда в близком кругу говорю: школа – это вредная организация. Разумеется, в шутку, с долей иронии. А если серьёзно, то обучать детей, давать им знания не главная задача общеобразовательного учреждения. Школа должна в первую очередь развивать способности детей, вырабатывать в ребятишках страсть к чему-либо. Чтобы эта страсть оставалась в них на всю жизнь. Даже не знаю, когда я сам начал считать, никто меня этому не учил. Впрочем, может, и учил, только я ведь не слушал на уроках, более того, искал повод, чтобы наглядно показать, что мне не интересен тот или иной предмет. Бывало, спрашивал у учителей: «Зачем мне это?» А мне отвечают: «Тебе пригодится». Для чего пригодится? Я же не беру с собой на всякий случай бульдозер.

Это не означает, что так надо. Это означает, что следует учитывать интересы детей. Ребёнку нравится русская литература и абсолютно чужда математика. Так зачем нанимать репетитора по математике?

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Другие тэги

Статьи по тегам

Статьи из рубрики «Общество»