X
09:18 13.03.2019

Здесь обучают одаренных детей

Эдуард Эмиров
Выпуск - 2019 №№ 57-58
102

В Минобрнауки РФ подготовлен проект Концепции эффективных механизмов поиска талантливых детей и молодежи. В Махачкале функционирует Республиканский лицей-интернат «Центр одаренных детей». Вот что рассказал в интервью нашему корреспонденту его директор Тофик Идрисов.

– Тофик Идрисович, в вашем центре уже накоплен неплохой опыт работы с одаренными детьми. Как вы находите талантливых детей?

– Наше учебное заведение относится к Министерству образования и науки РД. С 2014 года лицей-интернат получил статус юридического лица. Мы стараемся эффективно использовать опыт специализированных учебно-научных центров, где удается сохранять достаточно высокий уровень подготовки школьников. Поэтому выбрана именно форма лицея-интерната как наиболее приемлемая в наших условиях. На сегодняшний день у нас обучаются 400 детей.

– Как проходит отбор детей в ваше учебное заведение?

– Прием осуществляется после 5 класса общеобразовательной муниципальной школы. Мы проводим, так сказать, своеобразный агитпроезд по учебным заведениям. Понятное дело: школы не очень охотно отпускают своих лучших воспитанников. Но мы стараемся убедить руководителей школ, что для детей важны интеллектуальный, творческий рост и перспектива, которую, надеюсь, мы предоставляем. Дети проходят собеседование с директором лицея-интерната и психологом, поверяем их способности мыслить критически, как говорится, креативно. Проводится также тестирование по русскому языку и математике.

– Один из разделов Концепции поиска одаренных детей посвящен олимпиадному движению. Предполагается увеличить охват школьников, участвующих в олимпиадах, расширить список предметов, по которым они проводились бы.

– Конечно, надо развивать систему олимпиад. Другое дело, что к ним ребят надо еще и готовить, должны быть дополнительные занятия, кружки, факультативы. Ведь любая олимпиада – это своего рода соревнование. Как и в спорте, это соревнование нельзя выиграть без серьезной систематической подготовки.

На данном этапе проходят всероссийские олимпиады школьников, у нас из 55 участников, которые вышли на региональный этап по всем предметам, 22 ребенка стали победителями и призерами. Занимают наши дети призовые места на республиканских олимпиадах по информатике. Кстати говоря, при наборе к нам победителей олимпиад зачисляем автоматически.

Но нельзя все сводить только к олимпиадам – таким способом не выявить всех одаренных детей. Кто-то, допустим, не может решать сложные задачи по математике быстро, ему нужно время на раздумье, такой школьник вряд ли сможет хорошо выступить на олимпиаде, но впоследствии вполне может дать фору ее победителям. Поэтому хорошо бы, помимо олимпиад, проводить научно-практические конференции школьников, конкурсы научно-исследовательских работ и что-то подобное. Мы рады тому, что нас приглашают для участия во всероссийских и международных мероприятиях.

– Работа с одаренными детьми – дело непростое. Чтобы заинтересовать этим учителей, предлагается ввести материальное вознаграждение, например, за подготовку победителей олимпиад. В педвузах рекомендуется читать студентам лекции о работе с одаренными детьми.

– Эти меры сами по себе неплохие, но ведь известно, что из педвузов работать в школы идет небольшой процент выпускников. И где гарантия, что выпускник педвуза будет применять на практике то, что прослушает на лекциях? Работа с одаренными детьми – это призвание. Если учителю интересно, он будет этим заниматься, если нет – вряд ли. Сейчас среди тех, кто работает с этой категорией детей, очень многое держится на энтузиазме педагогов. Хорошо бы привлекать для работы с одаренными детьми преподавателей вузов и соответственно им платить. Хотя мы и заключаем соглашения с вузами, но не всегда они их соблюдают, не хотят консультировать бесплатно. Приятным исключением является факультет биологии и химии ДГПУ, который оказывает нам посильную помощь. Ради справедливости надо сказать, что ДГУ любезно предоставляет нам свои площадки для проведения олимпиад.

И еще. По всем 24 предметам мы снабжены книгами и пособиями. Но учебный план мы определяем сами. Потому что нагрузка у нас больше, чем в муниципальных школах. То есть программу разрабатываем сами. Все места у нас бюджетные, никакой оплаты не требуется. После 9 класса мы отбираем детей, которые по критериям допустимы для учебы в 10-11 классах.

– Ведется ли у вас научно-исследовательская работа?

– К примеру, хорошо себя зарекомендовал инновационно-творческий центр «Золотая нить», который раньше именовался как дизайн-центр, возглавляет его кандидат искусствоведения Разитта Гаджиханова. Буквально с нуля создали кабинет технологии, где дети сами разрабатывают национальную одежду и устраивают показы своих изделий на различного рода мероприятиях. Дети изучают алгоритм исследовательской деятельности, для этой цели подключаем специалистов, в том числе из ДНЦ РАН. В апреле обычно проходит День нау­ки, в котором активно участвуют наши дети. Представляются работы по разным секциям. Одна из главных наших задач – это привитие детям, так сказать, вируса творчества, интереса к знаниям.

– Практикуется ли у вас дополнительное образование?

– Это направление реализуется в основном за счет кружковой работы, а кружков у нас больше 20: по русскому языку, литературе, английскому языку, спортивные, ИЗО, хореография, у нас хороший танцевальный ансамбль. Чтобы предоставить детям больше времени для дополнительного образования, переходим на пятидневку.

– В чем формула вашего успеха?

– Когда я стал директором, не стал менять преподавателей, не счел нужным, как говорится, «махать шашкой». Важно было повышать уровень тех педагогов, которые были. При этом старался не забывать и о самообразовании. Это главное. Все учителя Центра – люди достойные, нацеленные на доверительные отношения с детьми. Грубость со стороны педагога исключена. Наша цель – дать знания, чтобы подготовить детей к поступлению в колледжи, вузы. К сведению, в прошлом году 95% выпускников поступили в вузы. Для наших воспитанников созданы все условия: есть общежитие для иногородних, пока для мальчиков, но скоро вводим корпус и для девочек, имеется просторная столовая. Благодаря Министерству образования и науки РД выделяется 100 млн руб. нашему Центру. Таким образом, мы становимся базой для обучения одаренных детей в республике.

Статьи из «Общество»

Главное оружие – наше единство

26
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Краснознамённая и легендарная

39
Каспийская флотилия разнородных сил Южного военного округа...

Годен к строевой

11
В России с 1 октября начался осенний призыв на срочную военную службу. По традиции в самой...

«Капитану» море не нужно

9
Сколько в Китае автозаводов? Думаю, не каждый автоэксперт сможет однозначно ответить на этот...

Камеры: ловят, не ловят…

16
Каждый водитель в силу различных обстоятельств иногда сам становится пассажиром. И невольно...

Школа жизни Аскерханова

166
В древнем кумыкском селе Султан-Янги-Юрт 13 ноября 1920 года родился один из выдающихся сынов...

Призыв в армию России: тогда и сегодня

29
Впервые в истории государства Российского...

Надежду не теряем

15
В нынешний век скоростей многие из нас предпочитают передвигаться по нашей огромной стране...

Пилоты беспилотников

22
Современные боевые действия требуют универсализации навыков в сочетании с высоким...