Здесь они в надёжных руках
В маленькой комнате гаснет свет, задвигаются черные шторы, сбегается вся уличная детвора. Сейчас дядя покажет нам истории на белой стене. Диафильм начинается...
Это мои счастливые девяностые. И было в них еще одно – большой ламповый телевизор: стукнешь в бок, и он как будто лучше прежнего вещает. И был еще объект всеобщего поклонения, зависти и шуток – пузатый компьютер. Кроме воспоминаний, ничего из этого у нас не сохранилось.
Не все ностальгируют по старым вещам, вздыхают по испорченной бабушкиной швейной машинке или утерянном черном дипломате. И проигрыватели винила теперь в почете только у редких ценителей.
Алиша Абуев не просто собирает раритетные вещицы с чердаков и подвалов, он хранит память. О тех, кто их когда-то создал. Дверь в его музей — окно в далекое прошлое. Здесь можно проследить эволюцию телевизоров, магнитофонов, часов, телефонов, радио… Всего того, чему не нашлось места в прежних домах и квартирах – они нашли приют в гараже у Алиши.
Впрочем, гаражом это место было когда-то, сейчас – частный музей техники советской эпохи и операторская студия. Собирательство началось с увлечения музыкой.
– Сначала увлекался музыкой, потом стал интересоваться качеством звука. Из молодости у меня оставались аппараты девяностых годов. Вот этот бобинник «Akai», например (весьма неплохой аппарат даже по современным меркам), пару колонок, усилитель. А всё остальное наращивалось, покупалось, искалось, – рассказывает коллекционер. – Звук, исходящий из пластинок, мне никогда не нравился. Совсем другое дело – бобины. В 80-90-х годах найти хорошую музыку было сложно, но были студии звукозаписей. Сейчас еще сложнее – бобины уже почти не выпускают.
Вспоминает, как в «лихие» 90-е народ пошел в дискотеки, тогда они только-только стали появляться. И в роли диджея впервые себя попробовал на школьной вечеринке под Новый год. Были и дворовые «тусы», в основном крутили национальные песни.
– Другую включать запрещалось – негласно, разумеется, да и сами ребята не собирались. Это было неловко перед старшими, — вспоминает он. И рассказывает, как оживлялся двор при виде колонок, все забегали друг за другом домой, собиралась веселая кампания.
Дворовые концерты подошли к концу, и пора было выбирать профессию. Абуев пошел в механизацию, затем армия, работа преподавателем, и сам того не заметил, как с появлением первой видеокамеры стал профессиональным оператором. Первую свадьбу снял в 1994 году на «Panasonic-3500».
Товарищи, знакомые, зная об его увлечении, сами приносят интересные вещицы. Редкие находки можно найти и на блошином рынке, который сегодня перекочевал и в интернет-магазины. Особое место в экспозиции занимает киноаппарат, по которому в давние времена крутили черно-белое кино в клубах. Он и сейчас в рабочем состоянии, как и телевизор «Заря», у которого даже паспорт имеется со всей информацией: когда родился, где жил, кому служил и как его настроить, подключить.
Люди избавляются, как они думают от хлама, а он и рад: Алиша дает вещам вторую жизнь. Здесь они в надежных руках. У каждого предмета – своя история. Но одно дело – послушать, и совсем другое – раскопать самому. Он на примерах рассказывает и показывает, что история – это не только войны и беды, это еще и открытия, изобретения, улучшающие нашу с вами жизнь.
Стол в музее – возвращение в военные годы: приемник, газета «Правда» от 10 мая 1945 года, телефон, радиоприемник и даже аппарат Морзе. В дни Великой Отечественной войны этот маленький передатчик помогал не хуже оружия. Длинные сигналы обозначают тире, короткие – точки. Условно за временную единицу принимается длительность звучания одной точки. Долгота тире равна трем точкам. Паузой между символами одного знака служит одна точка, три точки – пауза между знаками в слове, семь точек символизируют промежуток между словами.
О каждом своем «питомце» Алиша Абуев может рассказывать и рассказывать. Вот, например, маленький чёрно-белый переносный телевизор «Электроника ВЛ-100». Разработка и выпуск телевизора были приурочены к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина, отмечавшегося в 1970 году. Обозначение модели телевизора «ВЛ-100» расшифровывается как «Владимир Ленин, 100 лет». И для того времени это была редкость, позволить её себе могли только состоятельные люди. На самой верхней полке огромная магнитола «Sharp» – та самая балалайка из американских фильмов и клипов, где темнокожий мужчина с магнитолой на плечах выделывается в танцах.
Но самые дорогие сердцу вещи хранятся за стеклянной витриной – это фотоаппараты-гармошки 30-х годов прошлого века, оставшиеся в наследство от дедушки Гамида Пашаева. Дедушка ушел на войну и погиб под Украиной, и этот старый фотоаппарат, а такжекомпас и фонарик – бесценная память о нем.