Женщины из наших аулов
Поговаривают, что в стародавние времена густой туман защищал наших предков от набегов иноземцев. Да и сегодня только к обеду вылезают из него макушки крыш, отчего кажется, что все дома находятся между небом и землей. А в пробелах между «и» прячется то, что называется горской жизнью. Здесь можно говорить, говорить и говорить. Но лучше помолчать, молча дышать вкусным воздухом и слушать сельскую женщину, которая то и дело перескакивает с русского на родной и обратно.
Она запрещает мне «выкать», говорит, что любит простоту во всём, и в общении тоже, чтобы ясно было, как в погожий день под высоким небом. Телевизор ей смотреть некогда. С рассветом – в коровник, потом с ведрами и кувшинами не раз сходить на родник за водой. Надо еще обязательно попасть в огород, приготовить обед, обратить внимание на тех же коров. Далее начнется сезон сенокоса, и снова за водой… Куры, индюшки, утки и много еще такого, из чего складывается настоящая сельская жизнь, которую хранят наши женщины.
Да, такая вот круговерть – живая, теплая, старинная. Вот, кстати, прямо сейчас аромат хлеба заполонил собой всё вокруг и… защекотал желудок.
И мне вспомнились все аулы, в которых пекли хлеб по старинке, в национальной печи. И у каждого хлеба был свой вкус, и каждая хозяйка уверяет, что только хлеб, приготовленный в ее печи по рецепту прабабушки, имеет такой особенный вкус.
Старая печка. Ну, не такая старая, как дом (ему уже лет 250).
– Как стоял, так и стоит, – говорит хозяйка, забрасывая в кастрюлю куски масла.
Наверное, героини этих снимков сейчас сидят дома или, как обычно, крутятся по хозяйству, а может, и молятся, перебирая чётки
Будет халва. Думаю, не надо рассказывать, что значит для дагестанцев это лакомство. Рецепт приготовления один на весь Дагестан.
В разговорах разные женщины из разных аулов, несмотря на всю их занятость сельским бытом, хозяйством, нередко выражают озабоченность по поводу будущего. Например, как сохранить свою культуру, колорит и все краски нетронутой красоты. Сохранить и передать потомкам назло всем инновациям, всемирной глобализации и всяким покемонам.
Может, обереги помогут? Может, не зря всё-таки в некоторых селениях по-прежнему у ворот вешают рога (как правило, коровы или быка), а еще всякие колючие растения от злых духов? Уколовшись об острые иглы, джинн уйдет от человека и не принесет ему беды. То ли это на самом деле правда, то ли оттого, что люди хотят в это верить, но всё «работает».
С сельскими женщинами надо чаще общаться, чтобы сбросить с плеч невидимые мешки-хурджины, отягощённые городской суетой, вдохнуть полной грудью, напиться свежей родниковой водицы и не прекращать восхищаться тем, что они есть – такие неповторимые.
Наверное, героини этих снимков сейчас сидят дома или, как обычно, крутятся по хозяйству, а может, и молятся, перебирая чётки. Или обедают/ужинают, даже не подозревая, что кто-то в это самое время читает о них зарисовку, разглядывает фотографии в газете.
Мудрый взгляд добрых глаз, немало повидавших на своем веку; морщины-бороздки, оставленные временем, хранители радости и печали. Привлекают внимание натруженные руки. Какую только работу они не выполняли! Качали ребенка в колыбели, месили тесто, работали в поле, доили коров… У этих рук особая поэзия – поэзия жизни женщины села, не привыкшей сидеть без дела. Во всём её облике нет ничего надуманного, фальшивого. Благородная, естественная и такая теплая. Вся своя, родная…