Женщины-таксисты ломают стереотипы
Таксист – профессия особенная. Столько баек, сколько существует о таксистах, пожалуй, больше ни о ком нет. Самая моя любимая – про такси от Фаины Раневской. Народная молва гласит, что однажды актриса вернулась домой бледная, как смерть, и рассказала, что ехала от театра на такси. «Я поняла сразу, что он лихач. Как он лавировал между машинами, увиливал от грузовиков, проскакивал прямо перед носом у прохожих! Но по-настоящему я испугалась уже потом. Когда мы приехали, он достал лупу, чтобы посмотреть на счетчик!».
С легкой руки Раисы Белоусовой, водителя такси со стажем, автора нашумевшего романа, профессия обросла флером романтики. Если раньше таксистки были скорее исключением из правил и их знали в лицо, то сегодня практически в каждом городе, в каждой службе такси есть свои представительницы.
Сегодня, 22 марта, они вместе с коллегами отмечают свой профессиональный праздник – Международный день таксиста. Именно в этот день в 1907 году на улицах Лондона появились первые автомобили, оснащенные специальными счетчиками. Лондонские извозчики назвали счетчик «таксиметр» – от французского «такс» («плата») и греческого «метрон» («измерение»). С тех пор индивидуальный городской транспорт начали называть такси, а извозчиков – таксистами.
Конечно, есть женщины-«бомбилы», которые не боятся работать без прикрытия, но таких единицы. Рисковые бабы, иначе не скажешь. Ездила с одной такой в Дербент.
Пришла на южную автостанцию в Махачкале. Подходит женщина маленькая, хрупкая, ну просто эльф.
– В Дербент?
– Да.
– Поехали.
Только метров десять прошли, как на нас (вернее, на нее) налетели, как воронье, остальные водители.
– Ты откуда взялась? Клиентов уводишь…
Признаюсь честно, испугалась. А зря. Моя «водитель-эльф» вдруг зашипела так, что не каждая змея сможет.
– Вон пошшшли!
Аут. Ступор. И я, как на заклание, иду за ней и не могу вымолвить ни слова…
А еще есть знакомая, которая уже почти три десятка лет таксует. И свое место под солнцем отвоевала не нежными улыбками и беззащитно-трепетной душевностью, а кулаками. Правда. Так сама и говорит: «Добро должно быть с кулаками». Но все течет, все меняется. Появились ныне автоледи новой формации. О такой девушке я вам и расскажу.
Эльмира Абдулаева (на снимке) работает в махачкалинской службе такси «Анжи» совсем недавно. А за плечами – немалый опыт работы баристой в нескольких кофейнях города да 15 лет ресторанного бизнеса. Водить машину ее научил муж. Правда, девушка долго не решалась перейти из разряда любителей в профессионалы и только года два назад получила права.
– Настал день, когда я поняла, что безмерно устала стоять у кофе-машины и хочу что-то поменять в жизни. Посовещались с мужем и решили, что стоит идти водителем такси. Почему? Я – мама двоих детей. И у меня много таких же подруг. Многие из них предпочитают ездить с женщинами-водителями. Так им комфортнее, да и детей доверить женщине намного легче, чем мужчине. Сначала ездила сама, развозила подруг, знакомых, их детей в школу, со школы, в кружки всякие. Потом решила пойти в «Анжи», – рассказывает Эльмира. – Работать в фирме безопаснее, проще, легче. В каждой машине есть система ГЛОНАСС, программа 2-ГИС. Поэтому чувствую себя уверенно. И адрес любой найти можно, даже самый мудреный, и за безопасность переживать не надо.
– А муж как отнесся к выбору?
– Спокойно. Ведь большая часть моих клиентов – женщины. Звонят, просят отправить именно меня, а потом сами берут номер телефона и становятся постоянными клиентами.
– С чего вдруг такая востребованность? Машина – супер или ты – профи?
– Не знаю, – смеется девушка. – Скорее, и то, и другое. Машина – Рено Логан. А я? Ну считайте, психотерапевт без диплома. Знаете, сколько желающих излить душу за чашечкой кофе? Не меньше, чем в такси. За столько лет научилась слушать, понимать с первого взгляда, что за человек перед тобой. И потом женщины вряд ли будут раскрывать душу таксисту-мужчине. А со мной делятся всем, что накипело.
– Не надоедает? Вот попадется одна такая словоохотливая пассажирка – считай, головная боль на целый день обеспечена.
– И такое бывает, особенно, если она еще и с несколькими детьми, и они шумят, и она говорит… Ну что поделаешь, издержки есть в каждой профессии.
– Вы только женщин возите?
– Нет, бывают и клиенты-мужчины, но редко.
– Говорят, что по количеству курьезов, встречающихся в практике, таксисты могут поспорить с медиками. Правда?
– Не знаю, учет не вела. Но смешные случаи действительно бывают. Первый мой клиент – мужчина, например. Как увидел меня за рулем, долго поверить не мог. Чуть ли не все мои документы проверил, да еще следил за каждым моим движением, как коршун. А я сама еще не совсем адаптировалась. В общем, та еще была поездка.
– Когда начинается и заканчивается ваш рабочий день?
– С семи утра до девяти вечера колесю в основном. Конечно, несколько раз делаю перерыв, заезжаю домой посмотреть, как там дети.
– А сколько их?
– Двое.
– Как воспринимают вашу работу?
– Очень хорошо. «Мама, отвези, мама, привези». Персональный водитель для них.
– Судя по всему, вы своей работой довольны?
– Довольна.
– А если в дороге машина испортится?
– Буду чинить.
– Сама?
– Ну да.
– А сможете?
– Не все, конечно, я же не автомеханик. Но колесо заменить сумею или свечу поменять.
– Колесо сменить? Это ж сколько силы нужно…
– А вы не смотрите на внешность, я сильная (смеется).
Смотрю на ее руки. Такими руками что-то не тяжелее букета цветов носить, а не домкрат устанавливать. Но внешность обманчива.
Вот такой познавательной была моя очередная поездка. А в профессиональный праздник очень хочется пожелать Эльмире Абдулаевой добрых и щедрых пассажиров, счастливого пути, ровных дорог, отличного настроения и крепкого здоровья, зеленого света к удаче и отсутствия стоп-знаков в достижении целей.