Жить под одним мирным небом
Мировоззрение многочисленных народов России и всего евразийского пространства сформировано на основе сотрудничества, уважения и справедливости. Особую роль в становлении этих принципов сыграли исконные вероучения христианства, ислама, иудаизма и буддизма. Религиозные идеи легли в основу морально-нравственных принципов, вплетенных в личное и общественное самосознание.
Однако в современных условиях бурного развития глобализационных процессов нравственные ориентиры все чаще подвергаются обсуждению с последующим пересмотром. В этом отношении межконфессиональный диалог является актуальным средством вырабатывания новых форм взаимодействия современного общества и традиционных религий.
В этой связи интересен целый цикл прошедших в Дагестане мероприятий, общим смыслом которых было рассмотрение сущностных вопросов религии в контексте государственных процессов, в том числе республиканских. Знаковым событием стала закладка Аллеи трех религий как символа интеграции и сплоченности трех основных конфессий. Важным событием стал Всероссийский исламоведческий форум, собравший на своей площадке деятелей науки, изучающих роль и влияние ислама.
В своем докладе редактор научно-теоретического журнала «Исламоведение», профессор Мухтар Яхъяев обозначил, что на основе ислама как мировой религии сформировалась и развилась цивилизация, которая объединила в единое целое множество различных культур, народов, этносов, проживающих в самых различных уголках Земли и имеющих свои собственные верования, обычаи, традиции.
В этой цивилизации достаточно уютно чувствуют себя и иноверцы, чьи культурные ценности стали частью исламской культуры, не признающей ни расовых, ни этнических, ни иных границ или предрассудков.
О возможности и сущности религиозной толерантности в исламе рассказала профессор Азово-Черноморского инженерного института Ирина Лаврухина. Она привела примеры о принципе толерантности, выраженном в целом ряде сур.
Об истории сосуществования ислама и христианства рассказал кандидат политологических наук, доцент кафедры философии ДГУ Ахмедхан Саидов.
Придерживаясь своих собственных религиозных убеждений, православные и мусульмане Дагестана пытались выработать общую позицию, совместно утверждали и защищали то, что было дорого не только всем россиянам, но и многим народом Евразии. По мнению Саидова, евразийство для региона является той социально-гуманистической идеологией, которая способна гармонизировать интересы и ценности православия и ислама.
Говоря об исламе в свете современного кризиса гуманизма, доктор философских наук, профессор Донского аграрного университета Андрей Поломошнов затронул тему смысла жизни современного человечества, новых духовных ориентиров и места традиционных религий, в том числе ислама. В этой связи представляют интерес исследования социолога, кандидата философских наук Заида Абдулагатова. Оптимальной адаптацией в современных реалиях он считает ту, когда дагестанские мусульмане переняли бы у Запада рационализм как основной метод адаптации к современному миру, но при этом пронесли бы эту идею через собственную культуру и историю.
Об интегрирующем потенциале исламской философии говорил доктор философских наук, профессор Мустафа Билалов. Он подчеркнул, что в исламскую философию синтезированы идеи доисламской давности, которые были органично вписаны в мусульманское религиозное мировоззрение, вполне самодостаточное для сопровождения человеческой жизни в ее прошлом и будущем.
На сегодняшний день ислам в его философской многогранности изучают в 6 исламских высших образовательных организациях и 15 медресе. В качестве перспективных направлений развития религиозного образования первоочередной задачей министр по национальной политике Республики Дагестан Энрик Муслимов предложил разработать в масштабах страны единые стандарты для всех уровней исламского образования, а также обязательное их использование всеми духовными образовательными учреждениями. Это позволит создать в России единое мусульманское образовательное пространство, органично вписываемое в современные условия Российского государства.