Купить PDF-версию
08:49 | 22 ноября, Пт
Махачкала
X
09:18 02.03.2018

«Живешь среди людей – живи для людей…»

Легкая, стремительная, она вошла в кабинет, заполнив все пространство. И сразу родилось ощущение, что знаешь ты этого человека всю жизнь. Наверное, такое случается, когда притягиваются друг к другу родственные души. Открытость, искренность, а еще какая-то доверительность создавали образ женщины, в жизни которой все только начинается.

А на самом деле она — юбиляр, солидный человек со множеством научных регалий. Но сама Фарида Бамматказиева (на снимке справа), как мне показалось, мало задумывается о своем возрасте и уж тем более о прожитом. И, может, поэтому выглядит молодо, бодро, в ней не чувствуется свойственного зрелому человеку разочарования жизнью. Скорее, наоборот, она наполнена ожиданием счастья, чего-то такого, что осветит ее жизнь новыми событиями, общением со студентами, для которых она — наставник, мудрый человек, знающий цену нелегкому труду педагога, ученого, матери троих детей, выросших достойными людьми.

Профессор, доктор экономических наук, она далека от привычных стереотипов восприятия и не старается казаться лучше, чем есть.

– Ни к чему это, – считает она,- чем ты естественнее, тем ближе к людям.

Спрашиваю, откуда в ней поразительная работоспособность, прагматичность, выдержка, мудрость, что передается только с кровью.

– Мудрость? – переспрашивает она. – Скорее, воспитание трудом. Я ведь самая старшая была в семье среди шестерых детей, и на мне с малолетства лежали все домашние обязанности. Я точно знала, что к приходу мамы должна сготовить, прибрать, сделать уроки с братьями и сестрами. Жили мы тогда, в послевоенное время, в родном Хасавюрте пусть и не богато, но дружно, одной семьей. Все знали, что у соседа на обед, и незазорным считалось заглянуть в гостеприимный дом, особенно когда речь шла о старых немощных людях, нуждающихся в твоей помощи.

Фарида Абдулкадыровна поименно называет всех соседей, русских учителей.

— Почему русских? — уточняет она. — Потому что преподавали нам тогда в основном педагоги, приехавшие из центральных российских регионов, привив своим многоязычным ученикам любовь не только к русскому языку, литературе, но и к общественным, точным наукам, нацеливая на вуз и даже на науку, хотя даже по нынешним меркам это трудно было представить в далекие 50-е годы. Учили нас добротно, основательно, выращивая подготовленных к жизни, учебе выпускников, крепко стоящих на ногах.

Вспоминая свою юность, отца и мать, Фарида Абдулкадыровна говорит о семейном воспитании, которому нет цены:

– Мама Умуркусюм учила нас жизни на личном примере. И когда готовила, сначала раздавала горячие лепешки соседям, пожилым людям и только потом усаживала нас за стол, повторяя: «Живешь среди людей – живи для людей». Соседи с любовью называли ее Катей, и она охотно откликалась на это имя.

Отец, фронтовик, уважаемый среди горожан человек, работал в правоохранительных органах, зам. начальника хасав­юртовской милиции, позже в райисполкоме.

— В доме всегда толпились его сослуживцы, сюда за советом, если случались конфликты в семье, приходили соседи. Он был третейским судьей, как сказали бы сегодня, общественником, – говорит Фарида Абдулкадыровна. – Люди ценили его за честность, за то, что никогда не кривил душой и нас, детей, приучал быть открытыми, доброжелательными, уверенными в том, что авторитет зарабатывается всю жизнь и своей репутацией надо дорожить. Я, можно сказать, с пеленок мечтала стать учителем русского языка и литературы, — с улыбкой вспоминает Фарида Абдулкадыровна. — Помню, еще с малолетства звала подружек и вела уроки, наверное, внутренне ощущая в себе наклонности к педагогике, а может, просто подражая своим соседям-учителям. Помню, как мой учитель словесности Р. Гау настойчиво советовала мне поступать на филфак. Но отец поручил меня своему товарищу, директору сельскохозяйственного техникума, устроившему дочь своего приятеля на отделение бухучета. Да потом еще и замуж выдал, сказал, что знает, что делает. А слово отца для нас было закон.

— Но если к семейной жизни я как-то приноровилась, и у меня родилось трое детей, то участь бухгалтера ну никак не устраивала, — замечает Фарида Абдулкадыровна.

Тогда она решила поступать заочно на биофак ДГУ. Здесь же устроилась на работу. Свою трудовую деятельность начала с рядовой должности делопроизводителя, лаборанта, методиста юридического факультета, со временем успешно закончив его.

— Понимаете, – говорит Фарида Абдулкадыровна, – я ведь не привыкла работать вполсилы, трудолюбивыми были мои родители, братья, сестры. Могла ли я быть иной?

И, конечно, она не осталась без внимания руководства вуза, заметившего студентку-отличницу, инициативного работника. Но все равно приказ ректора оказался для нее неожиданным: Фариду Абдулкадыровну назначили деканом-организатором филиала ДГУ в Хасавюрте, ставшим впоследствии одним из первых филиалов классического университета. Для нее новое назначение оказалось серьезным испытанием. Организовать целый вуз, пусть даже и филиал, – дело непростое.

Помогли не только ее университетские коллеги, но и семья, старший брат, отец, не раз выезжавшие вместе с ней, чтобы помочь в выборе подходящего для филиала здания.

— Когда я в 1998 году получила лицензию на право ведения образовательной деятельности, — вспоминает Фарида Абдулкадыровна,- то почувствовала себя счастливым человеком. А уж когда добилась передачи с баланса администрации Хасавюрта на баланс ДГУ фундаментального здания и прилегающую к нему территорию под учебный корпус, так и вовсе загордилась, — смеется она.- Дело-то было скорее мужское, чем женское. Но ведь я не зря получила суровую закалку в семье, где меня научили твердости духа и не бояться трудностей. «Глаза боятся, а руки делают», — любил повторять отец. Так и я сегодня говорю своим внукам и студентам.

Деятельная по натуре, Фарида Абдулкадыровна понимала, что «пустых» страниц в ее биографии не должно быть. Она мечтала заниматься наукой, готовиться к защите докторской диссертации.

– В общем-то я хорошо себе представляла будущую тему своей работы. Она была органичным продолжением кандидатской, тема которой называлась до боли знакомым словом «инфляция», и сегодня являющейся такой же актуальной, как и в нулевые годы. Вернувшись на кафедру экономической теории ФЭФ ДГУ, я продолжила работу над докторской и завершила ее в 2007 году. Ведущей организацией докторской диссертации стала кафедра экономической теории Финансовой академии (Финансовый университет) при Правительстве РФ. Как тогда отмечали ведущие научные оппоненты, становление доктора экономических наук было связано с нарастанием двух кризисных моментов в экономике, образовании нашей страны.

– Анализ поднимаемых в научном труде проблем попадал в точку. Кризисные явления в постперестроечные годы проявлялись в экономических отраслях, коренной ломке тогда подверглись школьная, вузовская системы. И все эти явления не могли негативно не сказаться на состоянии страны, оказавшейся в трудной ситуации. Снижение курса рубля, доллар, ставший главной валютой нашей страны, обнищание масс, падение производства, АПК, конверсия оборонного комплекса… Все это привело к появлению множества взаимоисключающих экономических программ, подвергших нашу страну испытаниям, сравнимым с масштабным природным катаклизмом. Тогда ведь никто не знал, что такое рынок, и, отпустив цены на свободу, российская экономика получила сокрушительный удар. А рынок превратился в экономический, правовой беспредел. Ученые тогда выдвигали множество экономических программ, но каждая из них оказалась нежизнеспособной, поскольку переход от плановой к рыночной экономике был хаотичным, и формула «рынок все отрегулирует» провалилась. Результат был плачевным.

Но вместе с тем ученый считает неоценимым вклад российских ученых, занимавшихся этой проблематикой, научный анализ в политической экономике, став своеобразным мониторингом на тот момент депрессивной экономики.

В этой связи роль экономической теории как методологической основы приобретала всевозрастающее значение. И значение экономической науки, в том числе и макроэкономики в системе общественных наук, несомненно, ключевое, о чем свидетельствует тот факт, что это единственная социальная наука, по которой присуждается Нобелевская премия. Это важный показатель места и роли науки в обществе. И для этой новой модели российской экономики, основанной на знаниях и качестве человеческого капитала, ныне создаются все условия.

Ученый уверена в том, что сегодня российскую экономику даже в условиях санкций можно назвать стабильной. В настоящее время складывается единое мировое и техническое пространство, успешно развивается рынок инновационных услуг, единое информационное общество нового типа. И наша страна нацелена на коренную смену приоритетов экономического развития, диверсификацию экономики, жесткую борьбу с «теневой» экономикой, коррупцией. Будущее – за цифровой экономикой, считает ученый.

С Фаридой Абдулкадыровной можно долго говорить о предмете, который интересен каждому, кто стремится найти свой путь в развивающейся интеграционной экономике, малом и среднем бизнесе, мечтает об инновационных производствах будущего, занимается проектной деятельностью. Всему этому учит своих студентов и Фарида Абдулкадыровна.

В ее же собственном портфолио накопилось столько всевозможных научных проектов, что с лихвой хватит иному научно-исследовательскому институту. Ею опубликовано четыре монографии, три из них изданы в Москве. Будучи зам. директора по научной работе в филиале «РИНХ», она организовала первую региональную конференцию. В последующие годы ею была инициирована первая Всероссийская конференция в филиале РПА Минюста России, где Ф. Бамматказиева преподает курс «экономика».

В настоящее время Ф. Бамматказиева – профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, руководит студенческим кружком «Академический диспут». Ею опубликовано и издано более 150 научных статей, тезисов докладов по актуальным темам современной рыночной экономики в ведущих российских журналах. Ее многочисленные учебные и учебно-методические пособия, изданные для студентов разных факультетов и направлений в ведущих вузах республики, постоянно обновляются. Ученым разработана своя концепция дальнейшего развития научно-исследовательской деятельности по актуальным проблемам современности.

Что к этому прибавить? Только то, что в жизни Фариды Бамматказиевой начинается новый этап. И это самое главное.

Статьи из «Личность»

Легендарный генерал Араблинский

6
Выдающийся дагестанский военный деятель Балакиши...

Школа жизни Аскерханова

178
В древнем кумыкском селе Султан-Янги-Юрт 13 ноября 1920 года родился один из выдающихся сынов...

Сердце Евразии

310
Десятилетия мы представляли мир динамичным, а сегодня убеждаемся – он синергетичен:...

Гасан Алкадарский и его главный труд

579
_ В этом году исполняется 190 лет со дня рождения Гасана...

Просто светлый человек

69
Взяться за перо и написать эти строки меня побудило вовсе не желание угодить главному...

Патриот родного края

32
Рассказывать о Гитиномагомеде Гаджиясулове с одной стороны трудно, а с другой – легко....

Профессор приборостроения

35
В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения Федора Васильевича Дробышева – доктора...

Планета «Шамиль Алиев»

59
В мировой астрономии существует такая практика: малым планетам Солнечной системы...

Шенде: воин и кормилец

52
22 июня 1941 года. Шенде, которому было всего-то 17 лет, гулял с друзьями по улицам родного...

Всё для процветания родного края

76
Когда человеку многое дано, то понимаешь, что и сил на...

Он выбрал другой путь…

25
В эти летние дни дагестанцы вспоминают своего героя Магомеда Нурбагандова, вошедшего в...