Магомед Абдуллаевич воплощает собой тип современного учёного. Обращает внимание тематическая широта его научных интересов: проблемы теологии ислама; суфизм и его разновидности на Северном Кавказе; проблемы социальной философии; национальные отношения; история общественно-политической и философской мысли Дагестана и мусульманского Востока. И по всем этим направлениям он внес значимый вклад. Результатом необычайной трудоспособности, усердия и таланта М.А. Абдуллаева стали 42 монографии, 15 учебных пособий, 9 сборников, где размещены более 300 авторских статей, 260 статей в сборниках и научных журналах.
Магомед Абдуллаевич проделал огромную поисковую и аналитическую работу, в результате которой аргументированно опровергнута утвердившаяся в науке нигилистическая концепция и доказано существование в досоветском Дагестане солидной письменной литературы, научной и философской мысли.
Трудности состояли в том, что источники в своем абсолютном большинстве не были выявлены, собраны и переведены на русский язык; они были написаны на шести иностранных и семи языках народов СССР. Положения и выводы его первой монографии по этой проблеме вызвали негативную реакцию в официальных кругах и среди большинства обществоведов. Основные идеи и выводы книги не вписывались в директивные установки, более того, они противоречили многим идеологическим догмам, довлевшим в социально-гуманитарном знании.
М.А. Абдуллаев выдвинул и обосновал тезис об исторически-прогрессивном значении арабо-мусульманской культуры на Северном Кавказе и, в частности, в Дагестане – вывод, который оказался важным в методологическом и весьма продуктивным в социально-познавательных отношениях. Собственно, это коррелировалось с выводами известных востоковедов о том, что арабо-мусульманская культура была вершиной средневековой мировой культуры и всюду, где она утверждалась, играла цивилизационную роль.
Серьезным вкладом в изучение философской и общественно-политической мысли досоветского Дагестана является его монография, посвященная жизни и деятельности известного ученого-востоковеда и оригинального мыслителя Мирзы-Али Казем-Бека. По сути, Магомед Абдуллаевич одним из первых обратился к наследию ученого и мыслителя, оставившего более 160 работ, посвященных самым различным проблемам мусульманского Востока: мифологии, истории, языкам, литературе, философии, этике, праву, исламу и его течениям и сектам, антифеодальным и национально-освободительным движениям. Он по праву считается одним из создателей отечественного востоковедения и вырастил плеяду талантливых востоковедов, прославивших русскую ориенталистику, и приобщил многих дагестанцев к светской науке.
Высокую оценку научной общественности получила монография «Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана». В ней, опираясь на подлинные источники, выявленные им и другими учеными, М.А. Абдуллаев опроверг представление об отсутствии в досоветском Дагестане естественно-научной и педагогической мысли, что считалось неоспоримым, и впервые показал, что местные ученые популяризировали и во многом развивали арабо-мусульманские и европейско-русские традиции в естественных и педагогических науках. Тем самым было окончательно развеяно бытовавшее долгое время представление об отсталости народов Дагестана, их неспособности к самостоятельному мышлению, к культурной деятельности и научному творчеству.
М.А. Абдуллаев в своих работах убедительно обосновал, что в системе традиционных ценностей дагестанских народов приоритетными являются не только их смелость, отвага, гостеприимство, но и богатое интеллектуальное прошлое, просвещение, наука, духовность.
Ученый успешно сочетает научно-исследовательскую работу с педагогической деятельностью. С 15-летнего возраста он начал работать учителем в школе, а затем почти 70 лет трудился в вузах Дагестана, в том числе 50 лет – заведующим кафедрой философии в Дагестанском государственном медицинском институте (ныне университете) и в Дагестанском научном центре РАН. Как методологически и теоретически подготовленного и опытного педагога его неоднократно приглашали для чтения спецкурсов в разные вузы страны. В частности, он читал спецкурсы по философии мусульманского Востока и национальным проблемам в ИПК при МГУ, на философском факультете и ИППК при РГУ, ИПК при Ташкентском государственном университете и университетах многих республик Северного Кавказа. Будучи первым доктором философских наук на Северном Кавказе, М.А. Абдуллаев сыграл большую роль в подготовке научно-педагогических кадров для этих республик и Дагестана. Им подготовлено 35 кандидатов и 8 докторов наук.
Абдуллаев – человек культуры в самом высоком значении этого слова. Богатая российская и мировая культура присуща ему органически. Этим и объясняется его пристальное внимание к культурному наследству. Он, как никто другой, понимает, как из ретроспективы рождается перспектива, из истории – теория, из традиции – подлинное новаторство. Его опыт позволил нам, дагестанцам, духовно обогатиться, более правильно ориентироваться в духовной и культурной ситуации нашего времени.
Он и сейчас находится в прекрасной творческой форме, его девизом являются слова Б. Спинозы: «Подлинное удовольствие – это состояние активности», а следовательно, мы станем свидетелями новых интересных исследований маститого ученого.