Купить PDF-версию
09:31 | 26 ноября, Вт
Махачкала
X
09:27 05.07.2019

Знающий толк в работе

Сюда стекаются грузы – от зерна до керамической плитки. Но если вы не являетесь работником Махачкалинского морского торгового порта и не приехали для погрузки или выгрузки ценного товара, то шансов оказаться в этом «муравейнике» немного – внутрь пускают только по пропускам. Однако в преддверии профессионального праздника работников морского и речного флота России (отмечается в первое воскресенье июля) для журналиста «Дагестанской правды» сделали исключение.

Азы профессии

Для обеспечения бесперебойной работы морского порта важен каждый сотрудник. У бригадира первой комплексной смены грузового района, докера-механизатора Бейдуллаха Шахавовича Дамаданова (на снимке вверху) за плечами более 36 лет работы в порту. Он занимается погрузкой, выгрузкой и перегрузкой всех видов грузов в морских и речных портах с применением подъемно-транспортных машин.

После службы в армии в 1982 году устроился учеником крановщика, освоил за два месяца азы профессии крановщика здесь же, в учебном центре, а затем получил квалификацию машиниста.

– Теорию по кранам я знал (помогла учеба в центральном учебном комбинате в Москве), да и практический опыт работы на башенных кранах имелся. Поэтому без труда сдал экзамен, освоил технику безопасности. В основном работал крановщиком на оборудовании немецкого производства. Благодаря поддержке наставников Виктора Саламатина, Магомеда Житоева, Нины Вальтицкой я сумел преодолеть трудности в работе. С 1986 года являюсь бригадиром – организую работу, распределяю рабочих по местам, выполняю задания, поставленные руководством предприятия, – отмечает Б. Дамаданов.

Бейдуллах и его команда

Наверное, надо сильно любить свою работу, чтобы проработать на одном месте почти 40 лет, не отвернуться от предприятия в тяжелые для него времена. Возможность работать по специальности на других кранах и на предприятиях у Бейдуллаха Шахавовича была не раз, но от работы с таким сплоченным коллективом тяжело отказываться.

– Сколько грузов было перегружено за эти годы… Наработанный опыт передаю сейчас молодому поколению. В бригаде, бывало, работало до 25 человек, сегодня под моим руководством почти в два раза меньше. С 8 часов утра до 8 вечера. Четыре бригады сменяют друг друга, а двое суток отдыхаем дома, – рассказывает бригадир. – С трудолюбивыми ребятами, знающими толк в нашей работе, решаем даже самые сложные задачи. Однако выдерживают лишь те, кто не мыслит себя без работы в порту. Вторая половина 1990-х гг. — это были по-настоящему тяжелые времена для порта и не только. Зарплату нам не платили более полугода, приходилось подрабатывать, чтобы содержать семью. Так многие вынуждены были уйти, нашли себе другую работу.

Совершенствовать навыки

Каждый вновь прибывший ученик находится под патронажем опытного наставника. За два месяца становится очевидно – справится он с этой работой или нет.

– Не все, скажу я вам, выдерживают испытательный срок. А те, кто смог пройти испытание, становятся докерами-механизаторами 4 класса. Рабочий может повышать квалификацию, совершенствуя свои навыки также и на вспомогательной технике (погрузчике, тракторе и др.). За «классность» идет соответственно отдельная плата, а это хороший стимул, – подчеркивает Б. Дамаданов.

Категорически запрещено

В любом деле важен правильный подход к работе. По словам Бейдуллаха Шахавовича, ни в коем случае нельзя перегружать кран, ведь у каждого свои грузоподъемность, кольцевые и другие ограничения. Нельзя также работать на кране, когда ветер свыше 15 метров. Используют в работе анемометры (приборы для измерения скорости движения воздуха в системах). Хотя система автоматическая, но бригадир должен держать весь процесс на контроле. В экстренных случаях сигнальные дают знак, и по нему в целях безопасности работа прекращается.

– Зона, в которой мы работаем, огорожена, столбы со знаками выставлены, чтобы люди увидели, что идет рабочий процесс и проходить там нельзя. Крановщикам над людьми запрещено проносить грузы. К сожалению, не все граждане знают о необходимости соблюдения правил. Бывает, что ходят пароходы, заплывают моряки. Об этом факте мы докладываем производителю работ – стивидору, и он принимает меры.

На территории порта можно увидеть десятки кранов с различной грузоподъемностью. Примечательно, что огромными кранами можно управлять не только из кабины, но и с помощью беспроводного пульта, словно игрушкой. Кабина крана расположена на высоте более 20 метров. Длинная винтовая лестница ведет наверх с одной переходной площадкой. На это сооружение даже смотреть было волнительно, не говоря уже о том, чтобы подниматься туда, работать на нем и в холод, и в жару.

Тяжело представить

Без грузового района тяжело представить порт, а соответственно докер-механик будет востребован всегда. На помощь человеку идет техника, в том числе и робототехника. Но всем процессом в любом случае должен управлять человек, а именно высококлассный специалист.

– Профессия докера-механика – нескучная. Вот на башенных кранах – для сравнения – работа была однобокой. Здесь же мы все время в движении, за годы моей работы в порту какие только грузы (зерно, цемент, сульфат, бальзамин, щебенка, гравий) не проходили через порт.

Специфика работы предполагает применение различных грузозахватных механизмов для перевозок сыпучих грузов. Много примеров, когда сами специалисты что-то придумывали, в процессе работы технически совершенствовали механизмы. Специалистами порта были придуманы щипковые захваты, возможно, в такелаже они сохранились. Задумкой специалистов порта пользовались по всему Советскому Союзу. Этот механизм в разы ускорял темпы работы порта. Если раньше мешки врассыпную грузили на пароход с парохода, на крытые и полукрытые вагоны щипковыми захватами, то только после 1990-х годов мешковые грузы стали укладывать на поддоны.

За новыми знаниями

Специалист должен совершенствовать свои знания для того, чтобы улучшить работу. В 2004 году Бейдуллах Шахавович ездил на стажировку в Австрию. Он убедился, что эта страна не морская держава, но производит краны высочайшего уровня и распространяет их по всему миру.

– Специалисты завода принципиально сами обучали крановщиков, которые будут работать с их оборудованием. Благодаря рабочей поездке я получил не только новые знания, я по-новому взглянул на свою профессию, – признается Б. Дамаданов.

Поддержка не была бы лишней

– Махачкалинский морской торговый порт не раз доказывал, что может быстрее и качественнее перерабатывать любые грузы. Если раньше морские порты работали по госплану, то сейчас в качестве и скорости заинтересованы и частные лица. Когда я начал работать в порту, то в основном поступали химгрузы. Сейчас из Ирана к нам идет цемент, кафель, туда отправляется зерно, – рассказывает Бейдуллах Дамаданов.

Докер сетует, что основные краны в порту куплены еще до советских времен, они качественные, пока выдерживают нагрузки, но обновить оборудование не помешало бы. И в этом вопросе, по словам бригадира, не стала бы лишней поддержка региональных и федеральных властей.

Единственный незамерзающий

Махачкалинский морской торговый порт – единственный незамерзающий и самый глубоководный порт России на Каспии. Запечатлев уникальные виды на акваторию Каспийского моря и сам порт, невольно задумываешься о его судьбе. В следующем году порт отметит 150-летие. У старейшего предприятия большой потенциал, который способствует росту не только экономики республики, да и страны в целом. Если бы не было кризисов и санкций, то в республике появились бы новые рабочие места.

– На долю Махачкалинского морского торгового порта приходится более 60% грузооборота всех российских портов на Каспии. Наш генеральный директор Мурад Хидиров говорит, что благодаря помощи и поддержке Главы Дагестана Владимира Васильева мы достигли этих результатов.

Сейчас порт наращивает грузообороты, мы наблюдаем положительную динамику. Но важно помнить всегда, что успех любого предприятия зависит от каждого его звена, от каждого рядового сотрудника. Ярким примером тому служит работа скромного докера-механизатора, бригадира Бейдуллаха Дамаданова.

Похожие

Флаг – символ единства страны

10
В прошлом году 22 августа представители Народного фронта с журналистами водрузили...

Потому что есть горы!

21
Человек ко всему привыкает… Спорное, по-моему, мнение. Скажем, как можно привыкнуть к красоте...

Растёт солидарность с палестинцами

23
Начнём с небольшого исторического экскурса. В 1977 году...

Они справятся с любой задачей!

77
День Каспийской флотилии – это праздник, имеющий большое...

Краснознамённая флотилия

138
Краснознамённая Каспийская флотилия – одно из старейших морских объединений ВМФ России....

История и традиции праздника

14
День ВДВ россияне отмечают в начале августа. Напомним вкратце историю праздника.

Топливо для экономики

31
Налоговые органы России – эффективная структура государственного управления, в некотором...

Утренняя звезда обязательно воссияет…

43
Авророй называют утреннюю звезду, ярко озаряющую...

Вместе – целая страна!

66
Замечательная советская песня замечательного поэта Роберта Рождественского! Почаще нам...

Статьи из «Общество»

«Воевали мы не за награды»

16
Магомеду Мусаеву из селения Мехельта Гумбетовского района в 1947 году исполнилось 18 лет....

Посвятившая жизнь детям

117
Айшат Гамзаева (на снимке) руководит общественной организацией «Жизнь без слез». Все, кто ее...

Не уходи, тюлень!

12
… Девяностые годы прошлого века. «Дагестанская правда» основательно взялась за защиту...

Обнимайте своих мам, пока они рядом…

167
День матери. Самый главный праздник человечества....

Сильные духом

476
В День матери нельзя не рассказать о женщинах, которые уже никогда не услышат слов...

Легендарный генерал Араблинский

23
Выдающийся дагестанский военный деятель Балакиши...

Главное оружие – наше единство

31
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...