Знать и любить свой край
В марте этого года исполнилось бы 90 лет со дня рождения основателя краеведческого и географического движения в Ногайском районе Республики Дагестан Бальбека Аджибайрамовича Кельдасова.
Объявленный администрацией МР «Ногайский район» 2022 год годом Б. А. Кельдасова в Ногайском районе можно рассматривать как дань памяти просветителя, который продолжил в свое время дело выдающихся ногайских просветителей Абдулжалилова, Джанибекова, Курманалиева, Капаева (старшего).
Такого рода юбилейные даты – это напоминание потомкам о недопустимости забвения людей, которые посвятили свою жизнь сохранению и приумножению всего того, что ценно и важно их народу. При этом каждый из них вносил в общее дело личный вклад, вписываясь в это специфическое русло своим собственным, особым почерком.
Б. А. Кельдасов в 70-е годы XX века возродил краеведческое движение в районе и стал первым председателем местного отделения Русского географического общества. Одним из основных направлений его краеведческой деятельности на начальном этапе стал сбор исторических знаний о ногайском народе в трудах профессиональных историков, археологов, географов, сопоставление их с местным этнографическим материалом. Тогда еще уровень развития исторических знаний в области краеведения не позволял обозначать открыто вопрос этногенеза ногайцев в самостоятельную научную проблему и в исторической науке ногайский народ просто терялся в таком надуманном расплывчатом термине, как монголо-татары. В тот период хватило Б. А. Кельдасову определенного научного мужества открыто заявить о тюркском (кыпчакском) происхождении ногайцев. Тогда в исторической науке вопрос этногенеза ногайского народа практически не был в полном объеме исследован.
Предпринимались первые робкие шаги вслед за Л. Гумилевым по осмыслению истории Золотой Орды и Руси в целом, когда за надуманными «татарами» в Золотой Орде стали видеть исторически реальных булгар, мордвинов, славян, чувашей, ногайцев (половцев-кыпчаков), аланов и многих других. В то время такого рода научные открытия сталкивались с агрессивным неприятием со стороны партийных чиновников и учёной бюрократии. Бальбек Аджибайрамович использовал в своей работе эффективный в советский период статус лектора. Он ездил по населенным пунктам компактного проживания ногайцев в республике и за её пределами, читая лекции и добывая исторический материал.
Любители истории, заразившись патриотическим энтузиазмом Б. А. Кельдасова, активно подключались к сбору сведений и предметов этнографического характера. В результате стали складываться предпосылки для создания краеведческого музея. В своем первоначальном виде музей функционировал в Терекли-Мектебе как школьное заведение. В 1993 году музей перешел в ведение Русского географического общества и получил статус государственного учреждения, ныне он функционирует как филиал Дагестанского краеведческого музея им. Тахо-Годи. На сегодняшний день музейная коллекция, по свидетельству нынешнего заведующего музея К. С. Бальгишиева, насчитывает 1360 экспонатов.
Разумеется, краеведческая деятельность Б. А. Кельдасова была намного шире, чем то, что охватывал музей. Знание края подразумевает и знание местных проблем, включая социальные, общественно-политические и культурные. По инициативе Б. А. Кельдасова впервые был снят документальный фильм о ногайцах редакцией телевизионной программы «Клуб путешественников», трансляцию которого смотрели зрители всего Советского Союза. Ему удалось наладить связи с ногайскими диаспорами, проживающими в Турции и Румынии. В 1985 году он посетил румынскую область Добруджа, где исторически с давних пор проживают ногайцы. Песни румынских ногайцев, которые привез Б. А. Кельдасов в виде магнитофонных записей, тогда стали большой сенсацией. После Румынии Б. А. Келдьдасов наладил связь с ногайцами в Турции, где проживают более 3 миллионов ногайцев. С тех пор контакты ногайцев из-за рубежа с Россией стали регулярными.
В 1988 году на II съезде ногайской общественно-политической организации «Бирлик» Б. А. Кельдасов был избран председателем общества. Отныне одним из важнейших аспектов его деятельности становится проблема разделенности ногайского народа. Для актуализации проблемы разделенности ногайского народа, выразившейся в его территориальной разбросанности не только внутри страны, но и за пределами России, активистами общественно-политического движения «Бирлик» использовались именно краеведческие материалы Ногайского отделения РГО.
Факты разбросанности, разъединенности ногайцев сказывались на вопросах национальной идентичности и интеграции их в единый ногайский народ, что непосредственно связано с проблемами сохранения самобытной культуры древнего ногайского народа.
В то время только в Дагестане у ногайцев был административный Ногайский район. В КЧР лишь в XXI веке учредили такой же район со своими национальными кадрами, администрацией, образовательным и культурным обеспечением. В Астраханской области удалось добиться преподавания на ногайском языке в местных школах, организации передач по Астраханскому радио и телевидению на ногайском языке, чего, в отличие от Дагестана и КЧР, ранее не было. В Карачаево-Черкесии ногайцы смогли добиться статуса одного из пяти республикообразующих этносов, что давало возможность им быть представленными на всех уровнях органов власти КЧР. В Дагестане ногайцы обрели статус титульной нации наряду с другими 14 коренными народами республики. В последующем и в Ставропольском крае, и в Чеченской Республике ногайцы получили возможность изучения ногайского языка и культуры в образовательных учреждениях.
Бальбек Аджибайрамович Кельдасов уже в преклонном возрасте, осмысливая свою общественно-политическую, краеведческую деятельность, много рассуждал о силе единства народов. Обращаясь к его жизни и деятельности, нужно сказать, что он внес серьезный вклад в дело подъема национального самосознания ногайского народа.
Амерхан Межитов