X
05:10 19.06.2008

звезда ахмеда цурмилова

Известный самодеятельный композитор Ахмед Абдулгамидович Цурмилов родился в селении Шулани Гунибского округа в семье крестьянина-бедняка Абдулгамида 19 июня 1908 года. Дед Ахмеда, Мирза-Магомед, в свое время был чаушем бегаула Шулани. Отец Ахмеда, Абдулгамид, пользовался авторитетом среди односельчан, был интересным собеседником и рассказчиком. Он шутил, балагурил среди собравшихся у чьего-то очага, где односельчане коротали длинные зимние ночи на посиделках. А там, где собирались горцы, не обходилось без песен, ибо, как любой аул, и Шулани славился своими певцами. Горцы – народ музыкальный, танец и песня для них так же привычны, как бурка и папаха. Их музыка всегда полна пленительной красоты.

 Еще совсем юный Ахмед внимательно слушал их, улавливал звучание каждой нотки мелодии, старался запоминать их. Разносторонний, самобытный и яркий талант Ахмеда проявился уже в детстве. Он часами мог играть на чагуре, который ему привез в подарок старший брат из Гамсутля, пробовал сам уже сочинять мелодии. Но когда Ахмеду не было и 8 лет, «Твой этот чагур поле не вспашет», — с этими словами позже  мачеха выставила Ахмеда из отцовского дома. Видимо, вспомнив эти тяжелые годы сиротства, уже будучи известным композитором, он на слова Магомеда Раджабова (поэт, прикованный к постели, которого называли «дагестанским Островским») «Мама родная» написал мелодию и песню посвятил детдомовской девочке из Цуриба Патимат Кадыровой с очень красивым голосом, которая первой и исполнила ее. С раннего детства познал Ахмед все трудности и тягости сиротской жизни. Босиком зимой и летом, в старых обносках, заготавливая дрова в лесу, с утра до позднего вечера работая наравне со взрослыми на поле, зарабатывал Ахмед себе на пропитание. После окончания гражданской войны и установления советской власти Ахмед пошел в начальную школу в родном селении.

В то время старшего брата Магомеда перевели на службу в кавалерийский полк в Буйнакск. Он забрал с собой Ахмеда и устроил на учебу на рабфак.

В те же годы на курсах училась Патимат Нуцалова, из  селения Кегер Гунибского района. Любовь к музыке, песням, тяга к музыкальному творчеству связывали Ахмеда с ней.
Патимат Нуцалова пела аварские народные песни, исполняла некоторые песни и  на мелодии Ахмеда, они выступали перед сокурсниками, организовали кружок художественной самодеятельности, вовлекли туда других учащихся. Впоследствии Патимат  работала солисткой Даградио.  Она одной из первых была удостоена почетного звания народной артистки ДАССР.

Успешно окончив курсы рабфака, Ахмед был направлен  как боец  культсанштурма на  работу по ликвидации безграмотности в селение Голотль  Кахибского округа. Познавший с раннего детства цену хлеба, знающий и умеющий понять и разделить человеческое горе, готовый всегда прийти на помощь, Ахмед быстро снискал себе любовь и признание у жителей горного села. Они уважали в нем доброту, умение подобрать нужное слово и добрый совет в тяжелую минуту.  Старожилы Голотля и сегодня с добротой отзываются об Ахмеде Цурмилове и подчеркивают его роль в культурной революции, в ликвидации неграмотности среди населения,          В 1933 году впервые в Гунибском районе он организовал хоровой коллектив и другие самодеятельные кружки. Но те колоссальные нагрузки, которые пришлось выдержать детскому организму, давали знать о себе – у Ахмеда постепенно стали отказывать ноги,  а безуспешная операция полностью подорвала его здоровье, и он забросил свое увлечение музыкой и творчеством.  В 1935 году Ахмед перешел на  работу бухгалтером районо, где проработал до конца своей жизни.

В 1937 его постиг еще один страшный удар судьбы —  попал под большевистскую репрессию старший брат Магомед, который в Тифлисе командовал кавалерийским батальоном. Эта роковая травма  приковала Ахмеда навсегда к постели и надолго оторвала его от работы. Но  все эти невзгоды он перенес стойко, более того,  сохранившаяся в душе искорка любви, тяга к музыкальной деятельности вспыхнула, как пламя. Он вновь с еще большей энергией берется за организацию коллективов художественной самодеятельности, выявление народных талантов, по его инициативе в 1938 году в Гунибе была проведена декада песни и танца для отбора участников на  Республиканский  смотр — конкурс исполнителей народной песни и танца.

Начало Великой Отечественной войны  круто изменило весь мирный уклад жизни. Ахмед Абдулгамидович, несмотря на свое здоровье, работал не покладая рук,  организовывал сборы и отправки посылок на фронт,  лично внес в Фонд обороны 40 тыс. рублей, за что  получил от Верховного Главнокомандующего Красной Армией И.В. Сталина  благодарственное письмо и телеграмму. Родина высоко оценила его труд, наградив его медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».
50-е годы открывают новые горизонты творчества Ахмеда Цурмилова. Как метко сказал литературный критик Камал Абуков: «С революционным духом взялся он снова за музыку, хотя сам был прикован к постели». Его мелодии стали родными всем народам Дагестана. Их одинаково пели и лезгины и лакцы, кумыки и даргинцы,  табасаранцы и ногайцы и другие. Началась бурная творческая жизнь.

На каждое событие – праздники, фестивали, декады культуры, проводимые в Гунибе, республике, стране, Ахмед Цурмилов, подобрав стихи поэтов или сочинив их сам, создавал мелодии и новые песни, и первой  исполняла  их Муи Гасанова. Так появились гремевшие в то время и не утратившие интереса и ныне песни «О дружбе», «Москва», «Мой бубен», «Охотник», «Песня о Гунибе» и многие другие. Самодеятельный композитор привлекал к сотрудничеству и других певиц района, таких, как Айшат Мазалова, Асият Якубова, Маржанат Мирзоева, Патимат Хайбулаева.   

Как-то раз Муи Гасанова рассказала Ахмеду Цурмилову о своей встрече с Расулом Гамзатовым в Гунибе.  Композитору, сочинившему много мелодий на его стихи, не удавалось встретиться с поэтом. И вот когда в Гунибе проводились Дни дагестанской поэзии, приехавший туда Расул Гамзатов вместе с поэтом Нурмагомедом Абигасановым посетили Ахмеда. Расул Гамзатов  сказал тогда: «Я сначала встретился с его чарующими волшебными мелодиями. Они сразу же вошли в сердца дагестанцев. Народ  Дагестана дал высокую оценку его произведениям. Народом данная  оценка для творческого человека превыше всего, она становится  символом «его духа». А потом поэт посвятил ему стихотворение «Мандолина».
В культурной жизни Дагестана в 50-60-е годы практиковалось проведение раз в два года республиканских фестивалей, где принимали участие лучшие из лучших исполнителей из районов и городов республики. Заключительный  фестиваль проходил в Махачкале. Представители и специалисты искусства выезжали в районы помочь провести эти фестивали. Они же отбирали  яркие номера исполнителей народных и современных песен и танцев для заключительного концерта в Махачкале. Эти фестивали превращались в настоящие праздники дружбы и братства  народов. Здесь выявлялись новые таланты, новые имена певцов и танцоров.

«Мы должны начатое дело довести до конца» – все время твердил Ахмед в 1958 году, когда готовились ко 2-му Республиканскому фестивалю, заключительному концерту в Махачкале.

Казалось,  для песен Ахмеда Цурмилова в исполнении  Муи Гасановой, Айшат Мазаловой, Асият Якубовой, чародинского мужского хора и неба и земли мало было! Песни эти сразу же  стали народными. Коллектив из  Гуниба показал истинную  сценическую культуру, высокохудожественную программу и профессиональное мастерство исполнения каждого номера.  Коллектив вернулся, заняв первое место. Это была незабываемая поездка.  Затем первый секретарь обкома партии Даниялов Абдурахман Даниялович  устроил встречу партийного актива с Ахмедом Цурмиловым и вручил ему именные часы. За  эту работу Ахмед Абдулгамидович  был награжден республиканской поощрительной премией и Почетной грамотой Верховного Совета ДАССР.

Позже подготовленный Ахмедом Цурмиловым  женский фольклорный  коллектив стал также победителем Республиканского смотра-конкурса горянок.
1957 год вошел в историю как год большого мирового события – в столице нашей Родины – Москве проводился VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Для участия в этом форуме молодежи мира из Дагестана подбирали лучших из лучших. Среди них счастливый жребий выпал уже известной певице из Гуниба Муи Гасановой.  В репертуаре Муи Гасановой было несколько песен на мелодии Ахмеда Цурмилова.

В Москве к дагестанской делегации было приковано внимание, зная, что национальное искусство  самобытно, многогранно и интересно. Муи должна была петь на аварском языке, а слушатели – со всего мира!

Она легко справилась  с волнением и сомнением и запела  — ведь рядом был незабвенный учитель и первооткрыватель ее дарования Ахмед Цурмилов. И как запела – ее голос летел далеко, люди слушали затаив дыхание. Пела она про любовь. А когда она закончила петь, зал гремел аплодисментами. После выступления, очарованные ее голосом, мастерством исполнения и красотой мелодии, к Муи Гасановой подходили парни и девушки из разных стран мира, поздравляли ее, благодарили за песни, фотографировались вместе.

Здесь на фестивале началось восхождение звездной славы композитора Ахмеда Цурмилова и певицы Муи Гасановой. Основой творческого концерта композитора, который прошел с большим успехом в том же году в Махачкале, был репертуар Муи Гасановой. В том году Ахмеду Цурмилову  было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств ДАССР».
Союз композиторов, министерство культуры и правительство Дагестана с теплотой и вниманием относились к работам композитора. Большую помощь в творческой работе Ахмеду оказали композиторы Г.А. Гасанов, Т.А. Мурадов, С.А. Агабабов, М.М. Кажлаев, Н.С.Дагиров. Музыковед  С.А. Керимов записывал новые произведения А.Цурмилова, работал над их аранжировкой и  обработкой.

С огромным успехом прошли дни Декады культуры и искусства Дагестана в Москве в 1960 году. Вот  как  пишет в своих воспоминаниях  народный артист СССР Мурад Кажлаев: «Я никогда не забуду первые грандиозные выступления Муи Гасановой в Дни  декады дагестанской литературы и искусства в Москве. Я и позже думал о том, откуда у этой горянки такая манера исполнения, не похожая на традиционную школу аварского пения. Потом я понял, что огромное влияние на нее, ее голос и манеру имели песни большого мастера горских песен, незабвенного Ахмеда Цурмилова. Он специально писал песни для исполнения Муи Гасановой, и эта манера ее исполнения аварской песни совершенно отличалась от других дагестанских песен. Мелодии Ахмеда Цурмилова уникальны, они  отличаются от других, и народ сразу обратил на них внимание. Их нельзя сравнивать ни с какими другими, также нельзя было сравнивать с другими пение Муи Гасановой». 

За этот успех  Ахмед Цурмилов был награжден орденом  «Знак Почета», а Муи Гасановой присвоено почетное звание «Народная артистка ДАССР».

С особой любовью он опекал детей Гунибского детского дома, ведь  у многих из них отцы погибли на фронте. И дети всегда отвечали ему взаимной любовью, не бывало и дня, когда к нему домой не приходили десятки воспитанников детского дома. Как настоящий дагестанец и истинный интернационалист, он всегда учил своих подопечных взаимной дружбе, любви и уважению. До последних дней он был у них художественным руководителем, и  они всегда занимали первые места на всех конкурсах и фестивалях детского и школьного творчества.

Многие из тех, кто получил первые уроки у Ахмеда Абдулгамидовича, впоследствии стали известными музыкантами и певцами, заслуженными артистами и работниками культуры.

Среди них заслуженная артистка Дагестана, певица Асият Якубова, заслуженные работники культуры Дагестана, певица Айшат Мазалова, композитор Хадижат Исаева, скрипач  Шамиль Саидов, заслуженный деятель искусств Дагестана, композитор, доцент  Абусупьян Аликараев,  заслуженный деятель искусств РД и заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, профессор Магомед Мусаев и многие другие.

Песни Ахмеда Цурмилова исполняли во всех уголках Дагестана, и все считали их своими, народными. Это был  подлинно творческий успех, всенародное признание таланта композитора.

Но тяжелая болезнь, колоссальные нагрузки дали знать о себе. 30 апреля 1962 года перестало биться сердце одного из самых популярных народных композиторов Дагестана Ахмеда  Цурмилова. Родина по достоинству оценила его огромный вклад в развитие музыкального искусства Дагестана. Ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств, присуждена поощрительная премия Совета Министров ДАССР, он награжден орденом «Знак Почета» и медалями, Почетными грамотами Верховного Совета ДАССР, Министерства  культуры РСФСР, Советского Комитета защиты мира. Его именем названы улица в Гунибе, детская музыкальная школа № 3 в Махачкале. Но он сам сотворил себе памятник  при жизни. Это  всенародное признание  и любовь к  его творчеству, к его имени.

                                
 

Статьи из «Общество»

Два взрыва в один день

9
Вчера в Махачкале произошел сильный взрыв, а впоследствии и пожар в многоэтажном доме по...

Пока память свежа

4
Премьера документального фильма «Патриоты Дагестана – Герои России» была запланирована...

…А товарищей выручай!

5
На днях Герою Российской Федерации, гвардии старшему сержанту Закиру Алиевичу Даудову (на...

До Победы – 44 дня

23
В канун всенародного праздника – 80-летия Победы народов нашей страны, до которого осталось 44...

По совету дяди

55
В нашем городе всё больше и больше становится бородатых мужчин. Большинство из них – молодые...

Рыбный язык

10
Когда мы думаем о коммуникации в животном мире, рыбы обычно не приходят на ум первыми. Однако...

Осколки счастья

13
Когда где-то рядом случайно разбивается чашка или тарелка, в ответ почти автоматически...

Ну, прогноз, погоди!

13
Несмотря на развитость интернета, во многих странах до сих пор по телевизору показывают...

У природы нет плохой погоды

16
Сонно жмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в...

Особое задание

17
Анна Елецкая из Махачкалы в годы Великой Отечественной войны сражалась с ненавистным врагом...