Купить PDF-версию
22:29 | 16 сентября, Пн
Махачкала
X
11:01 20.03.2024

«Звёзды» не зажигают

Маина Абдулмуталибова, композитор, член Союза журналистов РФ
Выпуск - 2024 № 41
4

Наше общество переживает период чрезмерной идеализации материального мира. Стремясь к материальному обогащению, люди забывают о духовном, патриотическом и эстетическом воспитании. Сегодня культура не в чести. И пока она не займет достойное место в нашей жизни, народ духовно не может развиваться, обогащаться нравственно и эстетически.

Сейчас у широких слоев населения упал интерес к серьезной музыке, искусству, культуре в целом. Песенный жанр в Дагестане приобрел характер подражания.

Нет общения, сотрудничества молодых творческих сил со старшим поколением, что чрезвычайно необходимо и важно для развития истинного народного музыкального искусства.

Труд композитора не оплачивается, нет условий, позволяющих заниматься музыкой в полную силу. Утвердить свое право на творчество нелегко, одной любви к музыке, искусству мало. Если государство не изменит своего отношения к культуре, то у нас останется только пробивная посредственность.

Любому композитору приятно, когда его музыка востребована, это дает уверенность в своих возможностях, вдохновляет на написание новых произведений. Когда человек востребован, он трудится ещё плодотворнее. Талант должен иметь условия беспрепятственно развиваться. Чтобы сохранить то, что имеем, мы должны ценить культурное наследие народа, относиться ко всем вопросам, касающимся музыкальной культуры, с чувством ответственности, не перечеркивая свою самобытность.

А что мы видим и слышим? Мелодии не сочетаются со словами. В современных песнях нет смысла и духовности. Порой вообще непонятно, о чем песня, это набор бессмысленных фраз. Наши исполнители поют таджикские, азербайджанские, узбекские, турецкие, арабские песни, но на родных языках. Это просто набор слов. Исполнители не понимают, что у каждой нации своя манера исполнения песни. Сегодня на дагестанской эстраде повсеместно звучат песни-гибриды: язык дагестанский, а мелодия чужая. Конечно, мы не против исполнения этих песен нашими артистами, но их следует исполнять в первозданном виде, со своим исконным текстом и музыкой. Нельзя забывать, что и у нас богатая песенная культура, исходящая из народных истоков.

Исполнители, заполонившие нашу эстраду, оторваны от музыкальных корней своего народа, забывают, что культура определяет особенности нации, создает свой колорит общества. Каждый артист должен подобрать песню в соответствии с особенностями своего голоса и тембра и исполнять так, как она написана композитором. А лучше всего работать над песней сообща, в творческом контакте.

Певческое мастерство наших эстрадных исполнителей оставляет желать лучшего. Многие из них не умеют держаться на сцене, лишены обаяния, внутренней скромности, дикции, технической грамотности, эмоционального и выразительного пения. Не успевают исполнить одну-две песни удачно, уже сами себе присваивают статус «звезды». Смешно. А еще хуже, когда певец на сцене не больше 2–3 лет, а уже получает звания и награды.

Уважаемые «звезды»! Не губите родную, идущую из глубины веков национальную культуру.

В нынешних исполнителях трудно найти индивидуальность. Всем «звездам» надо заниматься самообразованием, добиваться профессионализма, анализировать свои возможности и петь только то, что хорошо получается.

Сегодня музыка поставлена на обслуживание, одни и те же песни исполняются на свадьбах и на концертах. Разве можно было себе представить такое раньше? В 1978–1980 гг. я работала заведующей отделом культуры райисполкома. Вспоминаю, как готовились к концертам, выступлениям в агитбригадах: за 4 месяца составлялся репертуар концертной программы, тщательно всё отбиралось, печатался текст к песням. Весь сценарий передавался на утверждение, указывались авторы песен, стихов. После тщательных репетиций назначался концерт.

А какое неуважение к зрителям, слушателям, залу, когда поют под фонограмму, выходят на сцену с микрофоном, делая вид, что поют. Не объявляют авторов музыки и стихов. Разве они не заслужили этого? Они творцы и заслуживают славы и материального поощрения больше, чем исполнители.

Смотря телевизор, рыскаешь по каналам, ищешь что-то для души. Тщетно. Разве у нас мало тем, которые интересны обществу? Чем транслировать песни, где явно низкий уровень профессионализма исполнителей, лучше бы показывали встречи с писателями, композиторами, художниками, учеными, мастерами искусств, передовиками производства и др. Разве таких мало?

Когда слушаешь песни в исполнении давних советских мастеров эстрады, чувствуешь, как душа наполняется энергией созидания. Народу нужны такие песни.

В наше время творчество превратилось в развлечение. Уже давно назрел вопрос о необходимости надежной защиты от халтуры, безвкусицы. Речь идет о музыкально-песенной безопасности нашей культуры. Несмотря на неоднократные публикации в газетах, выступления по телевидению, положение дел не меняется. Наверное, надо создать в районах советы по культуре с представителями творческой интеллигенции (композиторами, поэтами, журналистами, исполнителями), возродить худсоветы, которые бы профессионально рассматривали и обсуждали музыку, слова, инструментальное исполнение. Это поможет поставить заслон халтуре, беспределу на дагестанской эстраде.

Ко всему происходящему Министерство культуры РД, Союз композиторов РД, главы муниципальных образований, управления культуры не должны быть равнодушны. Пусть они, наконец, проанализируют состояние дел и разработают рекомендации по управлению национальной культурой и сохранению ее традиционных ценностей. Иначе мы исчезнем как народ, обладающий историей, наследием и творческим потенциалом.

У нас очень много талантливых мастеров, исполнителей песен, им нужно оказывать материальную поддержку, создавать условия для их развития, окружить вниманием в период их становления, заботиться о подрастающих талантливых детях. Если мы не позаботимся о культуре и традиционных народных духовно-нравственных ценностях сегодня, то завтра будет уже поздно.

Творческая интеллигенция должна стать хранителем уникальной мудрости того мировоззрения, которое заложено в дагестанской музыкальной культуре. Это то, что мы обязаны оставить потомкам.

Статьи из «Общество»

Жилет всегда с собой

3
Каждый год с наступлением жарких дней растет, как правило, и количество несчастных случаев...

Новороссийский рубеж

6
Город Новороссийск был освобожден Красной Армией 16 сентября 1943 года. До этого его долгое...

Спасём махаона!

13
Недавно в районе троллейбусного кольца на цветке циннии я встретил махаона! Последний раз...

Без них лес будет деградировать

10
Вы слышали что-нибудь о наступлении… песков? Это когда...

Многообразие народов – богатство Дагестана

85
День единства народов Дагестана был учрежден...

Легендарный танкист

5
Свой самый значимый подвиг на фронтах Великой Отечественной войны легендарный танкист...

А у нас в машине газ, но…

10
Автомобилисты, у которых, как говорится, «руки чешутся», всегда были и есть. Желание сделать...

ОСАГО: снова за своё

17
Банк России опубликовал указание внести изменения в тарифы ОСАГО, расширив коридор между...

Медали от ДОСААФ

16
За значительный личный вклад в дело укрепления обороноспособности страны,...

Где проходит последняя черта

17
В Историческом парке «Россия – моя история» открылась мультимедийная выставка «Август 99. У...

Диалог дружественных стран

39
В Москве завершился VI Международный муниципальный форум (ММФ) стран БРИКС, в рамках которого...

По умолчанию…

6
В инструкциях сотовых телефонов и прочей электронной продукции часто приходилось встречать этот вынесенный в заголовок термин из сленга продвинутых айтишников....