Купить PDF-версию
05:19 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
11:01 20.03.2024

«Звёзды» не зажигают

Маина Абдулмуталибова, композитор, член Союза журналистов РФ
Выпуск - 2024 № 41
4

Наше общество переживает период чрезмерной идеализации материального мира. Стремясь к материальному обогащению, люди забывают о духовном, патриотическом и эстетическом воспитании. Сегодня культура не в чести. И пока она не займет достойное место в нашей жизни, народ духовно не может развиваться, обогащаться нравственно и эстетически.

Сейчас у широких слоев населения упал интерес к серьезной музыке, искусству, культуре в целом. Песенный жанр в Дагестане приобрел характер подражания.

Нет общения, сотрудничества молодых творческих сил со старшим поколением, что чрезвычайно необходимо и важно для развития истинного народного музыкального искусства.

Труд композитора не оплачивается, нет условий, позволяющих заниматься музыкой в полную силу. Утвердить свое право на творчество нелегко, одной любви к музыке, искусству мало. Если государство не изменит своего отношения к культуре, то у нас останется только пробивная посредственность.

Любому композитору приятно, когда его музыка востребована, это дает уверенность в своих возможностях, вдохновляет на написание новых произведений. Когда человек востребован, он трудится ещё плодотворнее. Талант должен иметь условия беспрепятственно развиваться. Чтобы сохранить то, что имеем, мы должны ценить культурное наследие народа, относиться ко всем вопросам, касающимся музыкальной культуры, с чувством ответственности, не перечеркивая свою самобытность.

А что мы видим и слышим? Мелодии не сочетаются со словами. В современных песнях нет смысла и духовности. Порой вообще непонятно, о чем песня, это набор бессмысленных фраз. Наши исполнители поют таджикские, азербайджанские, узбекские, турецкие, арабские песни, но на родных языках. Это просто набор слов. Исполнители не понимают, что у каждой нации своя манера исполнения песни. Сегодня на дагестанской эстраде повсеместно звучат песни-гибриды: язык дагестанский, а мелодия чужая. Конечно, мы не против исполнения этих песен нашими артистами, но их следует исполнять в первозданном виде, со своим исконным текстом и музыкой. Нельзя забывать, что и у нас богатая песенная культура, исходящая из народных истоков.

Исполнители, заполонившие нашу эстраду, оторваны от музыкальных корней своего народа, забывают, что культура определяет особенности нации, создает свой колорит общества. Каждый артист должен подобрать песню в соответствии с особенностями своего голоса и тембра и исполнять так, как она написана композитором. А лучше всего работать над песней сообща, в творческом контакте.

Певческое мастерство наших эстрадных исполнителей оставляет желать лучшего. Многие из них не умеют держаться на сцене, лишены обаяния, внутренней скромности, дикции, технической грамотности, эмоционального и выразительного пения. Не успевают исполнить одну-две песни удачно, уже сами себе присваивают статус «звезды». Смешно. А еще хуже, когда певец на сцене не больше 2–3 лет, а уже получает звания и награды.

Уважаемые «звезды»! Не губите родную, идущую из глубины веков национальную культуру.

В нынешних исполнителях трудно найти индивидуальность. Всем «звездам» надо заниматься самообразованием, добиваться профессионализма, анализировать свои возможности и петь только то, что хорошо получается.

Сегодня музыка поставлена на обслуживание, одни и те же песни исполняются на свадьбах и на концертах. Разве можно было себе представить такое раньше? В 1978–1980 гг. я работала заведующей отделом культуры райисполкома. Вспоминаю, как готовились к концертам, выступлениям в агитбригадах: за 4 месяца составлялся репертуар концертной программы, тщательно всё отбиралось, печатался текст к песням. Весь сценарий передавался на утверждение, указывались авторы песен, стихов. После тщательных репетиций назначался концерт.

А какое неуважение к зрителям, слушателям, залу, когда поют под фонограмму, выходят на сцену с микрофоном, делая вид, что поют. Не объявляют авторов музыки и стихов. Разве они не заслужили этого? Они творцы и заслуживают славы и материального поощрения больше, чем исполнители.

Смотря телевизор, рыскаешь по каналам, ищешь что-то для души. Тщетно. Разве у нас мало тем, которые интересны обществу? Чем транслировать песни, где явно низкий уровень профессионализма исполнителей, лучше бы показывали встречи с писателями, композиторами, художниками, учеными, мастерами искусств, передовиками производства и др. Разве таких мало?

Когда слушаешь песни в исполнении давних советских мастеров эстрады, чувствуешь, как душа наполняется энергией созидания. Народу нужны такие песни.

В наше время творчество превратилось в развлечение. Уже давно назрел вопрос о необходимости надежной защиты от халтуры, безвкусицы. Речь идет о музыкально-песенной безопасности нашей культуры. Несмотря на неоднократные публикации в газетах, выступления по телевидению, положение дел не меняется. Наверное, надо создать в районах советы по культуре с представителями творческой интеллигенции (композиторами, поэтами, журналистами, исполнителями), возродить худсоветы, которые бы профессионально рассматривали и обсуждали музыку, слова, инструментальное исполнение. Это поможет поставить заслон халтуре, беспределу на дагестанской эстраде.

Ко всему происходящему Министерство культуры РД, Союз композиторов РД, главы муниципальных образований, управления культуры не должны быть равнодушны. Пусть они, наконец, проанализируют состояние дел и разработают рекомендации по управлению национальной культурой и сохранению ее традиционных ценностей. Иначе мы исчезнем как народ, обладающий историей, наследием и творческим потенциалом.

У нас очень много талантливых мастеров, исполнителей песен, им нужно оказывать материальную поддержку, создавать условия для их развития, окружить вниманием в период их становления, заботиться о подрастающих талантливых детях. Если мы не позаботимся о культуре и традиционных народных духовно-нравственных ценностях сегодня, то завтра будет уже поздно.

Творческая интеллигенция должна стать хранителем уникальной мудрости того мировоззрения, которое заложено в дагестанской музыкальной культуре. Это то, что мы обязаны оставить потомкам.

Статьи из «Общество»

Юное поколение агульцев чтит заветы предков

2
По всей стране стартовала весенняя призывная...

ДОСААФ ожидает реорганизация

30
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

26
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

7
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

15
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

6
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

47
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

15
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

129
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

14
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

43
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...