X

Американская многоходовка: Россия, Китай, Евразия

Без устали наполняя мир невиданной агрессией, США кочуют из одной точки планеты в другую, насаждая кровавые режимы, диктуя противоречивому миру свои правила игры. Да, может, и не по зубам ей, Америке, такие страны, как Китай и Россия. Но вот изрядно подпортить репутацию государств, связанных глобальными проектами, можно.

Отношения России и Китая исчисляются веками, а в начале 90-х был подписан Договор о добрососедстве и сотрудничестве. Но и здесь Штаты пытаются разобрать по бревнышкам российско-китайские отношения, несмотря на то, что стратегическое партнерство развивается по парадигме многополярного мира, взаимодействия доминирующих центров силы. И, что немаловажно, обе стороны ратуют за традиционность, не приемля критики в отношении чьего бы то ни было внутриполитического устройства. Впрочем, вряд ли навскидку назовешь государство, приветствующее вмешательство в свои внутренние дела, если не считать страны, вроде Польши, прямо-таки настаивающей на том, чтобы на ее территории были установлены американские базы ПРО.

Вместе с тем традиционный российский партнер Китай упорно продолжает негласно осваивать наши территории, активно мигрируя в малонаселенные районы Сибири и Дальнего Востока, практически в открытую заявляя о зоне своих интересов в этих регионах, более того, занимая двойственную позицию в былой договоренности о введении нацвалюты. В российской прессе тем временем все чаще поднимаются скандалы по вывозу отечественного леса в Китай, а уж красноречивые снимки, где демонстрируется, как качается вода из уникального Байкала по китайским трубам, лежащим на поверхности, и вовсе вызывают тревогу и озабоченность у россиян. Понятное дело, в политике нет друзей, а есть партнеры, и держать ухо востро не помешает, речь-то идет о стратегическом партнерстве.

Основные цели возможного соглашения должны разрешить споры между двумя странами в сфере торговли, что позволит обеспечить доступ к рынкам на взаимовыгодной основе. Очевидность желания пойти на соглашение хоть с чертом, лишь бы достичь цели, – это обычная практика США в многокомбинационной игре. Но Китай – мощный игрок, наращивающий экономический потенциал. И он с азиатской хитростью вовсе не против того, чтобы, одновременно сохраняя с северным соседом дружбу, запускать фейки о территориальных претензиях или выстраивать отношения с США, переигрывая своих оппонентов, ни в чем им не уступая. В этой круговерти на передний план выступает борьба интересов стран, определяющих миропорядок. И если Китай более выдержан в своих политических амбициях и оценках, но, в этом не сомневаются эксперты, наступит время, когда мир получит в его лице если не диктатора, то государство, от которого будет зависеть судьба самого мира.

Сумеет ли тот же Евразийский союз противостоять сложным политическим и экономическим отношениям на фоне торговых войн? Не осложнится ли ситуация в связи с добровольной отставкой Н. Назарбаева, одного из патриархов Евразийского союза? Эксперты призывают не драматизировать ситуацию. Назарбаев в общем-то никуда не уходит. И его отставка скорее дань демократическим веяниям, ответ на сетования Запада о многолетней несменяемости. Он по-прежнему остается в политической обойме Казахстана, возглавив Совбез, увековечив себя новым городом Нурсултан вместо Астаны, и не собирается сдавать позиции, крепко держа в своих руках выстраданное детище – Евразийский союз.

Многие западные эксперты предрекают скорый конец Союзу, но это скорее желание пощекотать нервы, чем реальность. Запущенный евразийский часовой механизм работает слаженно, хотя, конечно же, от ошибок никто не застрахован. Тем не менее важным стимулом для развития интеграционных процессов российские эксперты называют возможность еще более плотного сотрудничества с третьими странами. Более того, принята цифровая повестка ЕАЭС для большей интеграции стран-участниц в сетевое глобальное экономическое пространство.

Многое сделано для обновления и совершенствования технического регулирования торговли, считают специалисты. Не случайно первая волна санкций против России была введена параллельно с запуском ЕАЭС, что, конечно же, осложнило выработку и реализацию единой экономической политики, создав повод для проявления спорных тем. Вместе с тем активизировало импортозамещение ряда ведущих отраслей.

Ясно одно: ключевые геополитические вызовы для сотрудничества напрямую связаны с тем, насколько Россия проявит самостоятельность во внешней политике. И США пугает, что Россия укрепилась в Сирии, где чувствует себя уверенно. Тем временем недремлющее НАТО, наращивающее свое присутствие в Европе, подбирается к российскому подбрюшью – Закавказью. Противостояние растет, и конца холодной войне не предвидится. Москва призывает Вашингтон к диалогу. Но бесконечные противоречия только усиливают пропасть между двумя странами, перевешивая тот благоразумный баланс, что позволит сохранять мир.

Выбирая между войной и здравым смыслом, США предпочитают привычную риторику, обвиняя Россию во всех смертных грехах. Но русофобия, как известно, ведет к разрыву экономических, политических связей. И это давно поняла Европа. Вот и страны Балтии все меньше поддерживают расширение западных санкций. Здесь совсем плохи дела. Мало-мальски трудоспособное население уезжает в Европу. И Балтию все меньше волнуют события в Керченском проливе, их мало заботят растиражированные украинские выборы. И «русская угроза» уже не кажется столь реальной. Отрезвление – уже реальность, с которой невозможно не считаться. Но ведь каждый делает свой выбор осознанно. Вот только просчитались новоявленные европейцы, переоценив собственные силы в расчете на опеку Америки, которая хорошо умеет считать и строго спрашивает с должников.

Статьи из «Власть и общество»