Авторитет парламента зарабатывается творческим и вдумчивым подходом к делу
В последние годы в республике происходят позитивные изменения в социально-экономическом развитии, широко обсуждаются ряд инвестиционных проектов, проект Cтратегии социально-экономического развития республики до 2020 года. Разумеется, реализация поставленных целей во многом будет зависеть от правового обеспечения решаемых задач. В последнее время как федеральные, так и региональные СМИ неоднократно обращались к Председателю Народного Собрания РД М.В.СУЛЕЙМАНОВУ с просьбой прокомментировать некоторые аспекты законотворческого процесса республики. Предлагаем вниманию читателей его ответы на вопросы журналистов.
— Магомед Валибагандович, уже почти год как Вы работаете Председателем Народного Собрания РД. Вы сразу вошли в роль парламентария или приходилось долго адаптироваться?
— Для меня это новый вид деятельности. Нужно было быстро перестроиться, вникнуть в специфику работы законодательного органа власти республики.
Пришлось немало поработать над собой. Ведь Председателями Народного Собрания не рождаются…
В повседневной работе опираюсь на коллектив Аппарата Народного Собрания РД, сформированный специалистами высокого класса.
— Магомед Валибагандович, с чем связано изменение избирательного законодательства в нашей республике?
— Политические изменения в стране, развитие институтов гражданского общества требовали изменения всей избирательной системы в стране. Возьмем, к примеру, нашу республику. К пропорциональной системе мы пришли не по чьей-то личной воле или желанию.
За постсоветский период времени нами были апробованы различные варианты выборов депутатов Народного Собрания РД. В частности, у нас были «профессиональные», «женские», «национальные» избирательные округа. На основе различных избирательных формул проходили выборы. Надо сказать, мы постепенно шли к такой модели, которая бы отвечала нынешним реалиям нашей жизни. В свое время, на мой взгляд, наличие национальных квот в парламенте было оправдано. Сейчас, когда все прогрессивные страны, республики движутся к демократическим методам формирования власти, мы не можем находиться в «плену» национальных особенностей. Хотя эти вопросы, так или иначе, пока будут влиять на развитие республики. Несмотря на это, я думаю, дагестанский законодатель пошел на смелый и оправданный шаг — к выборам депутатов Народного Собрания по пропорциональному (партийному) принципу.
В дальнейшем, думаю, национальный признак того или иного кандидата не будет иметь существенного значения. Главными же являются программа партии и возможность партии реально претворить в жизнь свои предвыборные программные положения.
Все депутаты нашего парламента представляют пять разных партий. Все они профессионалы в разных отраслях и имеют желание оправдать свое место в парламенте как перед партией, выдвинувшей их в составе своего списка кандидатов в депутаты, так и перед своими избирателями.
Повышается коллективная ответственность всей партии, и сама партия заинтересована сохранить свой высокий рейтинг среди избирателей.
Есть общепризнанные демократические избирательные системы, и мы должны их использовать. В поисках извечной специфики или своей особой исключительности мы можем остаться на задворках новейшей истории. Я согласен с тем, что эти позитивные процессы должны протекать более динамично и цивилизованно.
— Как Вы считаете, нуждается ли законодательная власть в реформе?
— Как сказано выше, законодательная власть в республике реформируется. Народное Собрание РД нынешнего созыва состоит из 72 депутатов вместо 121 в прошлом.
Также произошли изменения и в структуре парламента. С учетом решения приоритетных национальных программ в парламенте созданы комитеты, курирующие эти направления.
Главным приоритетом парламента является разработка и принятие качественных законов, реализация которых приведет наше общество к прогрессу. Законотворческая деятельность Народного Собрания должна отвечать интересам каждого дагестанца и республики в целом.
В настоящее время под руководством Президента РД разрабатывается Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2020 года. В связи с этим парламенту необходимо законодательно обеспечить эту стратегию, активизировать субъекты, имеющие право законодательной инициативы. Нам придется работать в напряженном ритме. Этого от нас требуют реальные изменения в жизни республики.
— Как Вы относитесь к заявлениям, что дагестанский парламент в основном занимается дублированием российских законов. С Вашей точки зрения, как работа Народного Собрания влияет на жизнь дагестанцев и насколько это влияние реально меняет ситуацию?
— Во-первых, Республика Дагестан как субъект Российской Федерации образует единое правовое пространство, и правовые акты Республики Дагестан являются его составной частью.
Во-вторых, в соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации. Это не означает полное переписывание Федерального закона. В законах Республики Дагестан, как правило, отражаются основные понятия и нормы, соответствующие Федеральному закону, а также те полномочия, которые предоставлены субъекту Российской Федерации.
Законы субъектов не могут противоречить федеральным законам. Поэтому часто при внесении изменений в Федеральный закон возникает необходимость внесения аналогичных изменений в Закон Республики Дагестан.
Народное Собрание Республики Дагестан как законодательный орган республики правомочно принимать законы по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации и по предметам собственного ведения, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации.
За соответствием законов Республики Дагестан федеральному законодательству осуществляет надзор Прокуратура Республики Дагестан, а контроль в этой сфере возложен на Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан, которые при выявлении несоответствий наших законов федеральному законодательству направляют в адрес Народного Собрания свои представления и экспертные заключения. При этом следует отметить, что вышеуказанные органы часто отмечают как недостаток отсутствие того или иного положения федерального закона в нашем законе, несмотря на то, федеральная норма действует напрямую и правовой коллизии не возникает.
Что касается законов по вопросам ведения самих субъектов Российской Федерации (статья 73 Конституции Российской Федерации), то они не повторяют федеральные законы, но при этом они также не должны вступать в противоречие с федеральным законодательством.
Таким образом принимая республиканские законы, мы, соответственно, исходим из конституционных предписаний и норм федеральных законов и регулируем те правоотношения, которые отнесены к нашему ведению. К примеру, это законы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки специалистам села, многодетным семьям, труженикам тыла и ветеранам труда, репрессированным, малоимущим, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые федеральными законами не предусмотрены, поэтому о дублировании не может идти и речи. Или, к примеру, на декабрьской (2007 г.) сессии нами принят Закон РД «Об утверждении республиканской программы развития сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Данный закон был принят в соответствии с аналогичным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446. Без принятия этого закона не представляется возможным как привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, так и получение финансовой поддержки для отрасли из федерального бюджета, потому что одним из условий софинансирования регионов является принятие таких Программ.
Считаю такое положение в законотворчестве правильным, потому что субъектам предоставлена возможность принимать свои законы с учетом особенностей регионов и права выбора приоритетов.
Например, в минувшем году Парламентом республики приняты — республиканская целевая программа «Русский язык (2007-2010 годы)», такие важные законы как:
«О запрете на территории Республики Дагестан деятельности по организации и проведению азартных игр», в соответствии с которым с 1 июля 2007 года на территории Республики Дагестан деятельность по организации и проведению азартных игр запрещена;
«О науке и научно-технической деятельности в Республике Дагестан», направленный на развитие науки на территории республики;
«Об аварийно-спасательных службах Республики Дагестан», предусматривающий социальные гарантии спасателям аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований Республики Дагестан и членам их семей;
«Об организации розничных рынков в Республике Дагестан» — в целях упорядочения деятельности розничных рынков, повышения уровня обслуживания населения, рационального размещения рынков в городах и районах республики, обеспечения санитарно-эпидемического благополучия и пожарной безопасности, а также увеличения налогооблагаемой базы. И сегодня мы уже можем видеть в данном направлении конкретные результаты.
Так же нами инициированы внесения изменений в федеральные законы, которые бы позволили увеличить размер детских пособий от нынешних 70 рублей в месяц до 500 рублей и выше, передав эти финансовые обязательства на федеральный уровень, так как увеличить его размер из собственных источников пока не представляется возможным.
В целом, проводимая депутатским корпусом республики работа, безусловно, влияет позитивно на ситуацию в республике.
— А может ли депутат парламента влиять на решение конкретных хозяйственно-бытовых вопросов в своем избирательном округе?
— Решение вопросов жизнеобеспечения населения на конкретной территории, будь то поселение, муниципальный район или городской округ, Законом Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Республики Дагестан «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» отнесено к полномочиям соответствующих администраций.
Институт местного самоуправления расширил, раскрепостил деятельность местных администраций. Есть бюджет муниципального образования, распределения из которого идут на нужды людей этого муниципального образования. Но есть вопросы, для решения которых нужно влияние депутата Народного Собрания РД. В этом случае используется такая форма парламентской работы, как депутатский запрос.
В виде примера можно сказать о депутатском запросе парламентариев Алчиева Н.Ю., Гайдарова Н.А., Исакова С.Б. В Дербенте длительное время строится Лезгинский музыкально-драматический театр. Строительство театра стало долгостроем. Я сам непосредственно побывал на этом объекте. После принятия депутатского запроса на сессии Народного Собрания РД дело продвигается. Так, в бюджете на 2008 год заложены целевые средства в сумме 35 млн. рублей для завершения реконструкции данного объекта.
Депутатом Народного Собрания РД Раджабовым Ф.Г. был подготовлен депутатский запрос о выделении средств на газификацию поселений Рутульского района, находящихся в Бабаюртовской зоне отгонного животноводства. На сессии Народного Собрания Республики Дагестан принято Постановление Народного Собрания Республики Дагестан о выделении средств из республиканского бюджета на подготовку проектно-сметной документации.
Таких примеров, когда видна депутатская помощь непосредственно по вопросам конкретного избирательного округа, можно привести очень много.
— Сбалансирована ли деятельность различных ветвей власти?
— Разделение властей является главным принципом правового государства. В спорах, конструктивных дискуссиях рождается истина. В парламенте республики регулярно заслушиваются члены правительства, проходят «правительственные часы». Все законы рассматриваются Конституционным судом РД, который и определяет их соответствие Конституции РД.
В конечном итоге, все проблемы решаются в тесном сотрудничестве всеми ветвями власти. Без баланса их деятельности неизбежен кризис власти.
— Как Вы относитесь к «четвертой власти» в республике?
Вначале о понятии «четвертая власть». Его пишут в кавычках, разумеется, это условное понятие, так как СМИ властью не является. Однако СМИ играют существенную роль в развитии общества. От их позиции во многом зависит, как будут протекать те или иные процессы в обществе. Поэтому к СМИ и к деятельности журналистов я отношусь с уважением. У нас в республике созданы все условия для свободного волеизъявления. Как Вы знаете, в республике действуют около 500 средств массовой информации. Они выражают весь спектр мнений в дагестанском обществе. И такая полифония взглядов просто необходима.
Другое дело, когда свобода слова нередко понимается как вседозволенность. Часто в печати публикуются непроверенные факты. Более того, порою очевидную глупость преподносят как особое мнение и т.д. Такой подход к профессиональной журналистике никакого отношения не имеет.
Поддерживаю решение, принятое на заседании Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Российской Федерации о необходимости создания Общественного совета Российской Федерации по телевидению и регламентации его деятельности соответствующим законом.
Мне довелось участвовать в работе этой комиссии и слышать мнение моих коллег и в первую очередь Председателя Совета Федерации С.М.Миронова, отмечавших, что современное телевидение не удовлетворяет духовно-нравственным потребностям общества и оказывает крайне негативное влияние на подрастающее поколение. Солидарен с этим мнением и считаю, что создаваемый Совет сможет контролировать качество и уровень нравственности телепрограмм, а также содержание сетки вещания телеканалов.
И еще об одном. К сожалению, продолжаются факты покушений на жизнь журналистов. Все дагестанцы потрясены подлым и циничным убийством известных не только в республике, но и за ее пределами журналистов Г.Абашилова и И.Шурпаева. Наше общее желание, чтобы убийцы были найдены и сурово наказаны по закону и имена бандитов были оглашены.
— В течение последних трех лет законы о бюджете республики принимались своевременно. Какова ситуация сейчас?
— В последние три года законы о республиканском бюджете принимаются до начала финансового года. Работа над совершенствованием бюджетного процесса и межбюджетных отношений является приоритетным направлением профильного комитета и парламента в целом. Только в 2007 году были внесены три изменения в Закон «О республиканском бюджете».
В частности, для увеличения налоговой базы муниципальных образований установлены единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов (городских округов) от республиканского налога. Также проведена работа по совершенствованию методик расчета и распределения средств межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям.
Надо отметить, что законодательные акты о республиканском бюджете становятся качественнее и отражают реальное состояние показателей в социально-экономической сфере деятельности республики.
— А каким направлениям в законотворческой деятельности придается приоритетное значение?
— В ближайшей перспективе особое внимание будет уделено приоритетным национальным проектам: образование, здравоохранение, доступное комфортное жилье, развитие АПК, а также привлечению инвестиций в республику.
С участием депутатов, членов правительства, экспертов и других должностных лиц анализируется ход выполнения приоритетных национальных проектов. Особое внимание уделяется вопросу строительства социального жилья, которое впоследствии может быть передано на основе договора социального найма малообеспеченным категориям дагестанцев.
Бюджеты 2007 и 2008 года социально ориентированы. Парламентом были внесены изменения в законы « Об охране здоровья граждан в Республике Дагестан», «О мерах социальной поддержке по оплате жилья и коммунальных услуг отдельными категориями граждан сельской местности и поселкового типа» и др.
Хочу подробнее остановиться на правовом обеспечении АПК.
Данный вопрос для нашей республики актуален, так как у нас большинство населения проживает в сельской местности. На самом деле в первую очередь надо создать благоприятные условия для того, чтобы жители республики были заинтересованы работать в сельском хозяйстве. С одной стороны, у нас большое количество безработных, а с другой – имеются огромные резервы для развития сельского хозяйства. В последние годы для развития аграрного сектора экономики в республике создаются благоприятные условия. Всем известно, что многие воспользовались сельскохозяйственным кредитом. Если эти средства будут использованы по назначению, то ситуация должна улучшиться. Следует привлечь больше инвестиций в эту сферу, обеспечив этот процесс в правовом отношении.
Непосредственно для решения назревших проблем Народным Собранием РД 4 — го созыва принят закон « О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан».
Как показывают данные, в сельском хозяйстве темпы объема производства превзошли уровень прошлого года (106,8%, против 105,3%). В 2007 году сохранялась тенденция роста поголовья крупного рогатого скота (100,7% к 2006 году), овец и коз (101,0%) и наблюдался рост производства всех основных продуктов животноводства и растениеводства, кроме зерновых и яиц.
— Что предпринимает дагестанский парламент в области совершенствования законодательства о малом бизнесе?
— В Послании Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан отмечено: «Республика обладает огромными возможностями для развития малого бизнеса…» Сегодня около 40% валового регионального продукта создается в сфере малого предпринимательства.
Хочется отметить, что в республике принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на поддержку малого предпринимательства, – Закон Республики Дагестан «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Дагестан», Закон Республики Дагестан «О государственной поддержке лизинговой деятельности в Республике Дагестан», Закон Республики Дагестан «Об организации розничных рынков в Республике Дагестан», принят целый ряд постановлений Правительства Республики Дагестан.
Ежегодно в республиканском бюджете с учетом наших возможностей предусматриваются средства для кредитования субъектов малого бизнеса. И в дальнейшем мы планируем оказывать законодательную и другую поддержку предпринимателям.
Следует отметить, что период политической нестабильности, социальной напряженности и межнационального противостояния остался позади, ситуация в республике изменилась к лучшему. В связи с этим на первый план выходят задачи экономического роста, масштабного привлечения инвестиций.
В последние годы экономика республики демонстрирует устойчивые темпы роста основных макроэкономических показателей. Опережающая динамика роста валового регионального продукта обеспечивалась за счет увеличения объемов производства продукции и услуг в основных отраслях экономики, растущего товарооборота, активизации строительной деятельности, улучшения налогового режима и поддержки реального сектора экономики.
Основным направлением развития экономики и бизнеса республики должны стать такие перспективные отрасли, как гидроэнергетика, машиностроение, производство строительных материалов, агропромышленный комплекс, включая пищевую и перерабатывающую промышленность, добыча и переработка углеводородного сырья, в первую очередь на дагестанском побережье шельфа Каспийского моря, возрождение и наращивание потенциала туристско-рекреационного комплекса, дорожного хозяйства, связи.
Важным направлением считаю развитие виноградарства и виноделия – традиционной отрасли республики, которой благоприятствуют природно-климатические условия, квалифицированные кадры, производственный потенциал и опыт по выработке известных марок вин и коньяков.
С учетом нынешних высоких цен в мире на углеводородное сырье, перспективным для развития бизнеса является разработка нефтяных и газовых месторождений. По имеющимся оценкам суммарные запасы нефти в Дагестане составляют более 500 млн. тонн, газа – 870 млрд. куб. метров.
Большие перспективы имеются в области развития энергетики. В целом гидроэнергетические ресурсы республики оцениваются в 55 млрд. квт/ч в год, из которых освоено только 10%.
Особо хочу отметить рекреационный потенциал республики. Курортно-рекреационные возможности Дагестана – это, прежде всего, морские пляжи протяженностью более 500 километров, минеральные источники, грязи с лечебными свойствами, памятники истории и природы.
В целях привлечения бизнеса в экономику Дагестана, обеспечения условий экономической, финансовой и личной безопасности предпринимателей приняты законы Республики Дагестан «Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Республике Дагестан», «О государственной поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты с привлечением кредитов банков в Республике Дагестан», «Об инвестиционной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан», «О недрах».
Для обеспечения успешного взаимодействия частных инвесторов и государства Народным Собранием принят закон «Об участии Республики Дагестан в государственно-частных партнерствах».
В целом, считаю, что в республике создаются все условия для развития бизнеса. Можно сказать, республике поверили, ситуация сдвинулась с «мертвой точки». Только не надо успокаиваться. За нас наши проблемы никто не решит. Мы, дагестанцы, должны ковать свое счастье сами, своим трудом на благо всех жителей нашей многонациональной родины. В решении этих задач свою роль Народное Собрание РД видит в законодательном обеспечении основных инициатив, выдвинутых в Посланиях Президента РД Народному Собранию РД.
— Какие законы следует принять парламенту РД в первую очередь, чтобы наше общество продвинулось к правовому гражданскому обществу?
— Построение правового государства и гражданского общества в Дагестане и в стране в целом является нашей главной стратегической задачей. Нельзя думать, что принятие тех или иных законов является достаточным основанием построения такого общества. В нашей Конституции прописаны все демократические принципы, которые являются достаточным основанием для построения правового государства. Законы в России и в Дагестане отвечают всем необходимым международным стандартам. По оценке независимых экспертов – юристов наши законы оцениваются на четверку с плюсом, а их исполнение, к сожалению, на двойку.
Все это приводит к негативным последствиям. Например, несоблюдение лишь правил дорожного движения приводит ежегодно к гибели в России более 30 тысяч человек, а в Дагестане около 500 человек. Эти потери сравнимы с последствиями войны. Таких примеров можно привести много.
Следовательно, можно говорить о том, что отрицание права, правовой нигилизм в нашем обществе является тормозом построения правового государства.
В настоящее время органы власти республики заинтересованы к привлечению институтов гражданского общества к управлению общественными и государственными делами. Создание Общественной палаты РД, введение института Уполномоченного по правам человека способствуют привлечению институтов гражданского общества к управлению государственными делами.
Следует отметить, что в республике зарегистрировано более тысячи общественных организаций, которые осуществляют свою деятельность в соответствии со своими уставными требованиями. Ранее Организационное управление Аппарата Народного Собрания РД проверило все эти организации накануне проведения региональной конференции по ЮФО для отбора делегатов в Общественную палату России. Это уже реальный позитивный шаг.
Народное Собрание РД в 2004 г. приняло закон «О взаимодействии органов государственной власти с некоммерческими организациями». Некоммерческие организации республики принимали участие в республиканском конкурсе. Были определены и отмечены наиболее социально значимые проекты этих организаций.
Заключено соглашение между парламентом республики и профсоюзами о взаимодействии при решении общественно значимых проблем населения.
В Плане законопроектной работы Народного Собрания Республики Дагестан на 2008 год предусмотрено рассмотрение таких важных законопроектов как:
— «О противодействии коррупции в Республике Дагестан», определяющий задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции в рамках реализации антикоррупционной политики в Республике Дагестан.
— «Об участии Республики Дагестан в государственно-частных партнерствах».
— «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Дагестан».
— «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан».
— «О резервировании земель для государственных и муниципальных нужд».
Вся деятельность законодательной власти республики зависит также от эффективности работы фракций, которые входят в Народное Собрание РД. Это фракции региональных отделений общероссийских политических партий «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», «Аграрная партия России», «Патриоты России».
Очевидно, что усиливается активность институтов гражданского общества, налицо реальный прогресс демократизации общества, но еще многое предстоит в этом направлении сделать.
— Какой вклад вносит парламент республики в искоренении такого зла, как коррупция?
— Эта проблема актуальна для всей России. В недрах Госдумы разрабатывается антикоррупционный закон. Мы уже подготовили законопроект о противодействии коррупции, а 20 марта мы провели парламентские слушания по этому вопросу.
Такой закон нужен. Необходим анализ, экспертиза всех нормативно-правовых актов на антикоррупционность.
Надо отметить, что у нас прием лиц на государственную гражданскую службу проходит на основе конкурсного отбора, что не было раньше. Как показывает опыт, такая процедура приема на работу дает свои положительные результаты.
Закон сам по себе работать не будет, если мы, дагестанцы, не станем его соблюдать. Ведь дача взятки – также уголовно наказуемое деяние, как и ее получение. В первую очередь, все зависит от нашей гражданской позиции.
— Какую оценку Вы ставите работе комитетов в уходящем году?
— Я считаю, все комитеты достаточно профессиональны. Сегодня из 72 депутатов на постоянной основе работают 35 депутатов.
За прошлый год парламентом республики были приняты более 70 республиканских закона, рассмотрено 835 федеральных законопроектов, более 1770 обращений граждан, депутатами по тем или иным вопросам были приняты более 1400 граждан.
Новые исторические реалии выдвигают перед дагестанским законодателем разработку и принятие инновационных законодательных решений, которые бы отвечали современным требованиям. Необходимо не упустить позитивные изменения в жизни республики и дальше следует наращивать темпы созидательной работы. Все это требует от парламентариев творческого и вдумчивого подхода к законотворческой деятельности. Решить эти задачи нынешний парламент обязан и это ему под силу.