Баланс взаимодействия
Экспертное сообщество продолжает обсуждать законопроект «О поправках к Конституции РД», внесенный Главой Дагестана С. Меликовым в Народное Собрание республики. Волнующая всех и каждого дагестанца тема затронула и государственные, и общественные институты. Ведь от того, как будут рассмотрены позиции будущего закона, зависит, в каком правовом поле будет существовать республика, какая предполагается реконструкция самой власти.
Высказать экспертную точку зрения редакция «Дагестанской правды» попросила профессора ДГУ Абулмуслима Муртазалиева (на снимке).
– Абулмуслим Магомедович, шумихи вокруг законопроекта о поправках в республиканскую Конституцию немало. Так что происходит на самом деле? Мы приводим республиканское законодательство в соответствие с федеральным, и необходимые поправки помогут устранить возникшее недоверие к законопроекту у различных социальных групп населения, усмотревших в нём негативные последствия?
– Да, вы совершенно правы. Мы приводим свою Конституцию в соответствие с Основным законом страны и федеральным законодательством в целом, пытаемся держать свою Конституцию в актуальном состоянии не только с учётом предложений, которые созрели в кабинетах власти, но и на площадках общественных обсуждений.
Нужно понимать: Конституция как Основной закон постоянно подвергается изменениям с учётом происходящих в обществе процессов, ориентируясь на их позитивное развитие. В некоторых странах мира, значительно ранее вступивших на путь рыночного развития, действуют конституции ещё ХVIII, XIX веков (США, Норвегия, Нидерланды, Бельгия и др.) и подвергались за прошедший период лишь незначительным изменениям. В рамках сложившихся правовых систем данных стран это вполне нормально, и нам в будущем, видимо, следует ориентироваться на них, обеспечивая стабильность если не всего законодательства, то хотя бы Основного закона.
Есть два пути совершенствования конституций: внесение изменений в текст и/или совершенствование практики применения того текста, что есть. В этом существенна роль и Конституционного суда. Главное в данном случае достичь нужного социального результата – обеспечения защиты прав человека с учётом универсальных и национальных стандартов.
Предпочтительнее второй вариант, хотя при серьёзных социально-экономических преобразованиях исключать первый вариант развития конституций тоже нельзя. Поэтому Конституцию Россию также регулярно корректируют с учетом наших планов на будущее, но последние изменения были самыми крупными с момента её принятия. Как известно, в Послании Президента России 2020 года были сформулированы основные направления конституционной реформы, они выражены в семи основных положениях, которые и легли в основу принятых в последующем изменений.
Проведенный нами в Юридическом институте ДГУ анализ внесённых в конституции северокавказских республик изменений показал, что в нашей республике их было меньше всего. Поэтому предложенный сейчас пакет изменений в Основной закон – это в некотором смысле доработка предыдущего закона Республики Дагестан от 26 июня 2021 г. № 45 «О поправках к Конституции Республики Дагестан».
– Поговорим о полномочиях Главы региона, о чём шла речь на 13-й сессии НС РД. Соответствующие разъяснения по поправкам дал руководитель республики Сергей Меликов, и законопроект был утверждён в первом чтении…
– Полномочия Главы Дагестана приведены в соответствие с новыми политическими и правовыми реалиями функционирования России как государства с сильной президентской властью. При этом учтена и практика других регионов страны. Тут стоит пояснить: в 2012 году по инициативе президента Д. Медведева был принят федеральный закон, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов. Но уже через год – теперь уже по инициативе Президента В. Путина – в закон были внесены поправки, дающие субъектам Федерации право заменить всенародные выборы своих глав голосованием в парламенте по нескольким кандидатурам. С учётом этого почти десять лет назад во всех северо кавказских республиках (за исключением Чеченской Республики) процедура избрания глав регионов стала не прямой и осуществляется через парламенты.
Что ещё важно понимать: хотя обеспечение территориальной целостности республики с Главы региона как гаранта Конституции и не снимается, некоторые общественники во время обсуждений допускали определённые эмоционального характера перегибы в истолковании этих вопросов.
Совершенно очевидным должно быть положение о том, что территория как элемент суверенитета в полном объёме характерна России как единому государству, а не её субъектам. Хотя, как закреплено в Основном законе, изменение границы не только между субъектами Российской Федерации (ст. 67 Конституции РФ), но и территорий местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ) допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий.
В рамках единой территории государства вопросы территориального устройства могут быть привязаны к эколого-географическим и социально-экономическим составляющим с учетом политических, национально-культурных и прочих особенностей регионов. И определяющим вектором в этом процессе должна быть социально-экономическая целесообразность, обеспечивающая наилучшие условия для жизнедеятельности людей с учётом их национально-культурной идентичности.
– Можно ли быть уверенным в том, что после внесённых поправок дагестанский корабль развернется в сторону необходимых правовых законодательных актов?
– Как мы знаем, приняты изменения в Конституцию РФ, предусматривающие создание в стране единой системы публичной власти. Собственно, юридически закрепили то, что негласно и так было на практике, если говорить о взаимодействии органов местного самоуправления с органами государственной власти. В условиях финансового дефицита местной власти трудно было рассчитывать на её полную самостоятельность. А практикующиеся сейчас механизмы национальных проектов требуют достаточно тесного взаимодействия, координации всей системы власти и повышения ответственности на всех уровнях её организации. Что и предусмотрено в поправках в Конституцию РФ и в Федеральном законе от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и принятом в первом чтении проекте нового закона о местном самоуправлении.
Как показала российская действительность, формат западной модели о местном самоуправлении для нас не совсем подходит, но вместе с тем подвергнуть огосударствлению всю местную жизнь, как ранее было в условиях системы Советов, тоже нельзя. Так что нужен российский национальный механизм социального управления, на новой конституционной основе удачно сочетающий инициативу местного населения с эффективным механизмом госуправления в рамках единой системы публичной власти.
Найти соответствующий нашим сегодняшним запросам и реалиям баланс взаимодействия всех уровней (федеральной, региональной и местной) власти – задача не из простых. Решить её необходимо законодательно совместными усилиями общественности и власти.