X
09:14 15.07.2022

Баланс взаимодействия

Экспертное сообщество продолжает обсуждать законопроект «О поправках к Конституции РД», внесенный Главой Дагестана С. Меликовым в Народное Собрание республики. Волнующая всех и каждого дагестанца тема затронула и государственные, и общественные институты. Ведь от того, как будут рассмотрены позиции будущего закона, зависит, в каком правовом поле будет существовать республика, какая предполагается реконструкция самой власти.

Высказать экспертную точку зрения редакция «Дагестанской правды» попросила профессора ДГУ Абулмуслима Муртазалиева (на снимке).

– Абулмуслим Магомедович, шумихи вокруг законопроекта о поправках в республиканскую Конституцию немало. Так что происходит на самом деле? Мы приводим республиканское законодательство в соответствие с федеральным, и необходимые поправки помогут устранить возникшее недоверие к законопроекту у различных социальных групп населения, усмотревших в нём негативные последствия?

– Да, вы совершенно правы. Мы приводим свою Конституцию в соответствие с Основным законом страны и федеральным законодательством в целом, пытаемся держать свою Конституцию в актуальном состоянии не только с учётом предложений, которые созрели в кабинетах власти, но и на площадках общественных обсуждений.

Нужно понимать: Конституция как Основной закон постоянно подвергается изменениям с учётом происходящих в обществе процессов, ориентируясь на их позитивное развитие. В некоторых странах мира, значительно ранее вступивших на путь рыночного развития, действуют конституции ещё ХVIII, XIX веков (США, Норвегия, Нидерланды, Бельгия и др.) и подвергались за прошедший период лишь незначительным изменениям. В рамках сложившихся правовых систем данных стран это вполне нормально, и нам в будущем, видимо, следует ориентироваться на них, обеспечивая стабильность если не всего законодательства, то хотя бы Основного закона.

Есть два пути совершенствования конституций: внесение изменений в текст и/или совершенствование практики применения того текста, что есть. В этом существенна роль и Конституционного суда. Главное в данном случае достичь нужного социального результата – обеспечения защиты прав человека с учётом универсальных и национальных стандартов.

Предпочтительнее второй вариант, хотя при серьёзных социально-экономических преобразованиях исключать первый вариант развития конституций тоже нельзя. Поэтому Конституцию Россию также регулярно корректируют с учетом наших планов на будущее, но последние изменения были самыми крупными с момента её принятия. Как известно, в Послании Президента России 2020 года были сформулированы основные направления конституционной реформы, они выражены в семи основных положениях, которые и легли в основу принятых в последующем изменений.

Проведенный нами в Юридическом институте ДГУ анализ внесённых в конституции северокавказских республик изменений показал, что в нашей республике их было меньше всего. Поэтому предложенный сейчас пакет изменений в Основной закон – это в некотором смысле доработка предыдущего закона Республики Дагестан от 26 июня 2021 г. № 45 «О поправках к Конституции Республики Дагестан».

– Поговорим о полномочиях Главы региона, о чём шла речь на 13-й сессии НС РД. Соответствующие разъяснения по поправкам дал руководитель республики Сергей Меликов, и законопроект был утверждён в первом чтении…

– Полномочия Главы Дагестана приведены в соответствие с новыми политическими и правовыми реалиями функционирования России как государства с сильной президентской властью. При этом учтена и практика других регионов страны. Тут стоит пояснить: в 2012 году по инициативе президента Д. Медведева был принят федеральный закон, предусматривающий возвращение прямых выборов глав регионов. Но уже через год – теперь уже по инициативе Президента В. Путина – в закон были внесены поправки, дающие субъектам Федерации право заменить всенародные выборы своих глав голосованием в парламенте по нескольким кандидатурам. С учётом этого почти десять лет назад во всех северо кавказских республиках (за исключением Чеченской Республики) процедура избрания глав регионов стала не прямой и осуществляется через парламенты.

Что ещё важно понимать: хотя обеспечение территориальной целостности республики с Главы региона как гаранта Конституции и не снимается, некоторые общественники во время обсуждений допускали определённые эмоционального характера перегибы в истолковании этих вопросов.

Совершенно очевидным должно быть положение о том, что территория как элемент суверенитета в полном объёме характерна России как единому государству, а не её субъектам. Хотя, как закреплено в Основном законе, изменение границы не только между субъектами Российской Федерации (ст. 67 Конституции РФ), но и территорий местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ) допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий.

В рамках единой территории государства вопросы территориального устройства могут быть привязаны к эколого-географическим и социально-­экономическим составляющим с учетом политических, национально-культурных и прочих особенностей регионов. И определяющим вектором в этом процессе должна быть социально-экономическая целесообразность, обеспечивающая наилучшие условия для жизнедеятельности людей с учётом их национально-культурной идентичности.

– Можно ли быть уверенным в том, что после внесённых поправок дагестанский корабль развернется в сторону необходимых правовых законодательных актов?

– Как мы знаем, приняты изменения в Конституцию РФ, предусматривающие создание в стране единой системы публичной власти. Собственно, юридически закрепили то, что негласно и так было на практике, если говорить о взаимодействии органов местного самоуправления с органами государственной власти. В условиях финансового дефицита местной власти трудно было рассчитывать на её полную самостоятельность. А практикующиеся сейчас механизмы национальных проектов требуют достаточно тесного взаимодействия, координации всей системы власти и повышения ответственности на всех уровнях её организации. Что и предусмотрено в поправках в Конституцию РФ и в Федеральном законе от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и принятом в первом чтении проекте нового закона о местном самоуправлении.

Как показала российская действительность, формат западной модели о местном самоуправлении для нас не совсем подходит, но вместе с тем подвергнуть огосударствлению всю местную жизнь, как ранее было в условиях системы Советов, тоже нельзя. Так что нужен российский национальный механизм социального управления, на новой конституционной основе удачно сочетающий инициативу местного населения с эффективным механизмом госуправления в рамках единой системы публичной власти.

Найти соответствующий нашим сегодняшним запросам и реалиям баланс взаимодействия всех уровней (федеральной, региональной и местной) власти – задача не из простых. Решить её необходимо законодательно совместными усилиями общественности и власти.

Статьи из «Политика»

Компас и третья сила

10
Действительно, любопытная штука компас: там два полюса долго спорят друг с другом на тему, кто на кого влияет. Потом успокаиваются, показывают один на север, другой...

Zа мирное будущее

128
Он, наверное, даже и подумать не мог, что когда-нибудь школа, в которой учится, будет названа...

«Орёл» вернулся домой

2102
Эта история – о мужестве. Мужестве молодого парня, который шел к своей цели наперекор всему....

Основополагающий закон государства

11
Сегодня Россия отмечает День своей Конституции....

Большая тройка

3
Большая тройка – это Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль. Мы, конечно, наслышаны и о других тройках – карточных, гардеробных, классно-журнальных и...

Счастливый патрон Ахмеда Джамиева

487
В зоне специальной военной операции Ахмед Джамиев (на...

Россия надеется, что сигнал воспринят всерьёз

13
Публикуем (в сокращении) интервью Сергея...

Три интервью Такера Карлсона

11
Наверное, сейчас многие знают Такера Карлсона не только на его родине. Он один из немногих американских журналистов, кто предоставляет читателям разные мнения,...

Большая тройка

9
Большая тройка – это Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль. Мы, конечно, наслышаны и о других тройках – карточных, гардеробных, классно-журнальных и...

Фрау Непредсказуемость

12
Не дарите женщине цветы, Если эта женщина – политик. Эти стихотворные строчки пришли на ум при воспоминании лирического эпизода в политической европейской...