Купить PDF-версию
13:13 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X

Бизнес и мобилизация

Затяжной характер мировой конфронтации, санкции, торговые ограничения, частичная мобилизация понемногу, но всё же влияют на индикаторы самочувствия российского бизнеса. Исследования влияния мобилизации на его деятельность, проведённые аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова по итогам октября 2022 года, обозначили негативный тренд – дефицит специалистов. А как с этим в Дагестане?

Но прежде о выводах омбудсмена. Участие в исследовании приняли 5,8 тыс. компаний, в основном представители предприятий малого и среднего бизнеса. Оказалось, что мобилизация затронула треть опрошенных, при этом в половине (58%) таких случаев предприниматели либо быстро заместили мобилизованных сотрудников, либо такая замена не потребовалась. Пятая же часть компаний по-прежнему не может найти замену выбывшим работникам. Таким образом, мобилизация усугубила проблему дефицита кадров – на их нехватку жалуется треть опрошенных компаний.

В Дагестане, традиционно трудоизбыточном регионе по определению, подобная ситуация, напротив, смягчает уровень безработицы. Как сообщает статистика, численность безработных в республике только за один месяц сократилась почти на 2 тысячи человек. Если на начало августа официально зарегистрированных безработных насчитывалось 24,2 тысячи человек, то уже к концу сентября эта цифра снизилась до 22,5 тысячи.

За октябрь данных пока нет, однако и так понятно, что убывающих по мобилизации людей у нас заменить гораздо проще. Вообще в 2022 году в Дагестане было запланировано создать 20 тысяч рабочих мест. Из них 10,6 тыс. – постоянные рабочие места, 6,2 тыс. – сезонные и 9,1 тыс.– временные рабочие места. Если этот тренд сохранится, то до конца года план по созданию рабочих мест покроют люди, замещающие освободившиеся рабочие места.

В то же время эта схема мало применима в технологических отраслях, где замещение специалиста возможно лишь при наличии у претендента соответствующих квалификации и компетенций. Отчасти это можно отнести к сфере строительства, объемы которого в Дагестане, впрочем, как и по всему СКФО, падают. В целом на Северном Кавказе в сентябре 2022 года ввели в строй 497,9 тыс. кв. м, что на 19,4% меньше, чем в сентябре прошлого года. В Дагестане зафиксировано падение на 28,6%, введено всего 93 тыс. кв. м жилья. И одна из причин, помимо прочего, – нехватка квалифицированных специалистов. Еще больней бьет по строителям уход с рынка рабочих рук гастарбайтеров из ближнего зарубежья.

В докладе Банка России об экономической ситуации в регионах имеющиеся проблемы признаются. Так, согласно оценкам банка, объявление частичной мобилизации стало для бизнеса фактором роста неопределенности относительно будущей конъюнктуры, но в целом не оказало значительного влияния на рынок труда макрорегиона. Тем не менее в некоторых отраслях эффекты проявились более заметно: в транспортных и сельскохозяйственных организациях снизилось число водителей и механизаторов. На крупных предприятиях сокращение числа работников оценивалось как незначительное. Вместе с тем отдельные компании сообщали о невозможности оперативно заменить выбывших с производства высококвалифицированных сотрудников.

Вернёмся к выкладкам исследований Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Ухудшение условий ведения предпринимательской деятельности они связывают с недостатком денежных средств у компаний: 64% респондентов жалуются на спад внутреннего спроса, 29% – на дефицит оборотных средств и кассовые разрывы. Кроме того, компании не смогли в полной мере восстановить цепочки поставок (об этом заявили 26,5% опрошенных) и испытывают сложности при импортных поставках (19%).

В целом бизнесу удается адаптироваться к санкциям (55%). Их вовсе не заметили 16% и лишь 10% не смогли справиться с последствиями ограничений.

Оценки нынешнего состояния бизнеса при этом менее оптимистичны: лишь 9% отмечают стабильный рост выручки, 30% считают спад контролируемым, а 27% и 7% компаний заявляют о «серьезном спаде» и о «кризисе», а 6% отмечают, что бизнес пришлось или вскоре придется закрыть.

В этой связи интересны высказывания декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Анастасии Лихачевой, сделанные накануне в ДГУ на конференции Северный Кавказ в международном контексте: вызовы и возможности». По ее мнению, впереди нас ждут глубокие шоки и разрывы технологических и логистических цепочек в производстве и торговле. От бизнеса, вполне возможно, потребуется перенос производств, его оптимизация, автоматизация, смена партнеров. В общем, без изменений отечественной экономике не обойтись. Впереди полоса неопределенности, но однозначно возврата к старому не будет, утверждает она.

Статьи из «Спецоперация на Украине»

Трудности – это нормально

3
Его история похожа на сотни других. Родина позвала и призвала. Он выполняет свой долг. Его...

Связанные одной нитью

547
Лето 2009 года выдалось жарким. В ателье, в котором трудилась Майсарат, работа кипела: кому-то...

Фельдшер с передовой

281
После начала специальной военной операции на Украине в зоне боевых действий возникла острая...

Семья – главная сила

394
«Ох, рыш (девочка в переводе с рутульского. – Авт.), что тебе рассказать? Простая я женщина....

«Ты был щедрым и неунывающим…»

185
Брат для сестры – это почти всегда второй главный...

Память о героях

886
Матери и вдовы ребят, погибших в зоне СВО… Каждая из них переживает боль потери по-своему....

Правильная самомотивация

33
С началом специальной военной операции на Украине некоторые стали задаваться вопросом:...

Отвага в сердце – орден на груди

161
Сегодня мир в нашем европейском общежитии стран, да и во...

Он небом жил

111
Михаил Владимирович Абраменко (на снимке) — начальник службы безопасности полётов, лётчик...

Народный фронт действует

15
Региональным отделением Народного фронта в Республике Дагестан с момента старта реализации...

Всё для Победы!

6
Республиканский благотворительный телемарафон «Всё для Победы!», организованный в...