Большая политика: «формула Штайнмайера», взгляд изнутри
Политические события в мире словно анахронизм немого кино, в котором многое воспринимается не на уровне звука, а как живая картинка, не требующая озвучания. Только так можно оценить новый майдан на Украине, явно не нуждающийся в комментариях.
Как и следовало ожидать, за спиной майданников маячат кукловоды, явно не желающие расстаться с вожделенной властью. Вне всяких сомнений, Порошенко и его команда мечтают о реванше. А способов разменять Украину на медяки сколько угодно. Мир не нужен оппозиции неонацистов, за короткий срок изменивших облик Украины, превратив ее в фашистский анклав. Им необходимы безраздельная власть, бесконечные евросоюзовские, штатовские транши, уничтоженный Донбасс, усугубляющий процесс разгосударствления страны.
Порядком поднадоевшая затяжная украинская история вызывает у ее покровителей нервную зевоту, очень уж дорого обходится этот бастион, используемый в виртуальной войне с Россией. Казалось бы, кто мог представить, что наступят времена, когда Запад призовет Украину к нормализации отношений с Россией. Нет, Украина по-прежнему зависит от США, превративших ее в мелкую разменную монету в противостоянии с Россией. И пентагоновские ястребы вовсе не скрывают, что намерены поддерживать демократию, свободные выборы на Украине. Правда, каждая из сторон знает цену свободолюбивой Америке, для которой существуют законы, применимые в удобном для нее формате. И в этом случае нельзя недооценивать Зеленского, решившегося на пусть и вынужденный, но серьезный политический шаг, требующий мужества, достоинства, твердости духа новой команды.
Нет, все не так просто. И совет Трампа дружить с Россией оказался решающим в окончательном утверждении «формулы Штайнмайера», вызвавшей беспорядки в Киеве, окрестных областях. Так каково же сценарное развитие событий? Как никто другой Зеленский понимает, что никакие уговоры не заставят жителей Донбасса общаться на мове, забыть о родном языке, жить в стране, где правят балом нацисты, а еще предать забвению могилы своих близких, погибших в результате обстрела мирных кварталов, больниц, школ, детсадов. Существующая пропасть между официальным Киевом и Донбассом столь велика, что ждать, что русскоязычное население об этом вот так разом забудет, не стоит. Так что же на самом деле представляет собой «формула Штайнмайера»? Главная заковыка — особый статус Донбасса, что, по мнению экспертов, даст возможность не только решить вопрос с федерализацией Украины, но и установить те правовые отношения, что позволят наконец вернуть долгожданный мир.
Сам же Штайнмайер, действующий президент Германии, обвиненный во всех смертных грехах украинскими националистами, признается, что он всего лишь предложил сделать те первые, не резкие, а осторожные шаги для урегулирования политического мира, кстати, прописанного в Минских соглашениях. Гнев оппозиционных сил на незалежной усиливает возможная встреча России, Германии, Франции, Украины в «нормандском формате». Российская же сторона считает реальные подвижки в мирном урегулировании важнейшей победой дипломатии, приветствуя, как и самопровозглашенные республики, подписание документа и решение официального Киева разрубить гордиев узел.
Да, по мнению украинских ортодоксальных экспертов, особый статус Донбасса — капитуляция для Украины. Но вряд ли кто сможет оспорить истину, что мир возможен только в этом случае и альтернативы федерализации нет. Или вновь вечная война, измотавшая не только противоборствующие стороны, но и весь мир, бесконечно разбирающийся в украино-российских дрязгах, обоюдных обвинениях. А значит, федерализация и есть та единственная формула, в рамках которой может и должна существовать страна.
Кто бы сомневался, что многих в мире раздражает желание ключевых лидеров евродержав возобновить диалог между родственными народами, постепенно выбираясь из тяжелейшего экономического, политического кризисов. Да, у российско-украинских отношений немало воинствующих врагов, многие из них считают политическим поражением особый статус «сепаратистов» — регионов, которым украинская сторона должна обеспечить экономическое функционирование.
Предсказуемы и сами выборы «мятежников». Украинским неонацистам претит сама мысль, что наконец на земле Украины воцарится мир, обещанный своему народу Зеленским, оказавшимся в очень трудном положении. И дай ему бог выбраться из крайне непростой ситуации, стать настоящим народным президентом, каковым его посчитали те, кто отдал ему свои голоса. А это большая часть Украины.
Да, по правде сказать, мало радуют уже примелькавшиеся майданные палатки, люди в камуфляже и зловещая пиротехника. А еще молодые накачанные бойцы националистических организаций, пикетировавшие офис президента Украины. Сторонники Порошенко и его партии «Европейская солидарность» с особой рьяностью выступают противниками «формулы Штайнмайера», а отдельные депутаты Рады пригрозили провести внеочередные сессии на майдане. Постановочные митинги, спровоцированные националистами, профашистскими организациями, быстро сошли на нет. Зеленский, продемонстрировав дипломатический пилотаж, поспешил сообщить, что выборы в Донбассе пройдут после вывода войск и передачи Киеву контроля над участком российско-украинской границы.
Да, Зеленскому приходится маневрировать, уравновешивая полярность позиций Рады, националистических группировок (тех же атошников, азовцев), настроенных весьма враждебно и готовых в любую минуту выступить на стороне порошенковских боевиков. Да и бывший президент Украины выглядит воинственно. Правда, ему уже последовало приглашение в прокуратуру для дачи свидетельских показаний, что может повлечь за собой возбуждение множества уголовных дел, а если точнее — более 12, по которым он проходит пока как свидетель. Но, как известно, путь от свидетеля до обвиняемого недолгий.
На совести Порошенко не просто масштабное разворовывание украинского бюджета, но и развязывание войны в Донбассе, травля православной церкви, тиражирование профашистских организаций, превративших незалежную в нацистский анклав. Ему вторит радикал Билецкий, уже заявивший о том, что если ВСУ начнут отводить свои соединения, то их позиции займет «Нацкорпус», а это фактическое объявление войны Зеленскому, вынужденному перенести старт официального разведения войск от Донбасса.
Применяя старую тактику, националисты пытаются запугать его тем, что «защитники Украины» — националисты — планируют новые акции протеста против «формулы Штайнмайера». Что ж, Зеленский должен был предвидеть подобный политический кульбит. Но не так прост президент Украины. Нет, он отнюдь не новичок и очень быстро адаптировался в европейской политической элите, успел обрести опыт общения с лидерами ведущих мировых держав, обменялся телефонным разговором с Трампом, правда, оказавшись в центре скандала республиканцев и демократов США.
Головокружительная политическая карьера только подстегивает его. Он молниеносно ориентируется в новых реалиях, уже став национальным лидером. За ним — украинский народ, простые люди, для которых президент — последняя надежда на мирную жизнь. Да, Зеленский оказался крепким орешком. Он не пасует, он наступает, опережая на два хода своих противников. Только бы не сломался, не оказался политическим перевертышем. Ведь слишком многое поставлено на карту. И цена этому — мир на Украине, братские отношения с Россией, что в крови единого народа, разделенного, но не покоренного, связанного одними нитями, историей великой страны.
Зеленский, кажется, в состоянии справиться с агрессивным меньшинством. Но даже для этого ему необходимо заручиться поддержкой украинского народа. Большинство же не столь активно, как наиболее реакционные ветераны боевых действий, радикалы, националисты, готовые вспомнить майдан-2014. Им не впервой убивать мирных людей, грохоча «коктейлями Молотова». Но ведь и Зеленский не так прост, и в запасе у него тот общий знаменатель, что позволит, может, и не одномоментно, но разрулить непростую ситуацию. Но даже в этом случае ему необходима поддержка. А значит, надо искать дополнительные рычаги, чтобы, с одной стороны, выполнить обязательства перед Западом, с другой — очертить вокруг себя спасительный круг, что не позволит чертовщине пересечь заветную черту, за которой — майданная свора, а с ней можно говорить только языком ультиматумов.
Опора на внутренние войска? Зеленский не может не понимать, что у министра МВД Украины не слишком завидная роль. Аваков, играющий, вернее, подыгрывающий оппозиции, не очень-то скрывает, что он выступает против «нормандского формата», буравя изнутри политическую ситуацию на Украине. Но не стоит недооценивать коммуникации Зеленского. Они еще оттуда, из КВНовского прошлого, когда, отшучиваясь, он мог договориться хоть с чертом. Он предвидит возможный сценарий развития событий, когда два друга, Порошенко и Аваков, в открытую выступят единым фронтом. Возможны ли элементы насилия со стороны власти и могут ли они быть использованы в борьбе с оппозицией, задаются вопросом эксперты. Похоже, радикалы не просто ждут, они подталкивают к этому Зеленского в надежде взять реванш за очевидные проколы. Они ждут удобного момента, чтобы вновь развязать войну, — им неважно, что на улицах Киева, других городов начнется резня и будут горе, смерть, разруха…
Да, пока не вышло. И сигнальная ракета, подтверждающая начало отведения войск, была выпущена только со стороны ДНР, что зафиксировали наблюдатели ОБСЕ. Так что Киеву пришлось признать срыв разведения сил. Борьба за власть, она ведь мирной быть не может. Кровь много раз проливалась прежним режимом. И если Зеленскому удастся отстоять федерализацию Донбасса, договориться, скрепив союз реальными подвижками в будущем незалежной, то мы станем свидетелями рождения новой Украины, место которой в мировом сообществе будет означать равноправное партнерство. Россия же — отдельная страница в истории Украины, и последней давно пора вспомнить об этом.