БРИКС: параллели суверенных центров
Саммит БРИКС – словно ушат холодной воды на голову европартнерам, а уж США и подавно. Но все, что вошло в заключительную декларацию «пятерки», уже рассматривается под увеличительным стеклом как Евросоюзом, так и пентагоновскими ястребами, давно поделившими мир на своих и чужих.
Только пару недель назад состоялась встреча Трампа и Путина, вызвав оглушительный скандал в США, среди конгрессменов-демократов, устроивших прямо-таки допрос с пристрастием госсекретаря США Майка Помпео, прямо намекая ему на то, Трамп находится под колпаком Кремля, тайно пособничая ему. Но песня эта старая, а вот то, что Трамп – великий переговорщик и все-таки заставил Евросоюз покупать дорогостоящий сжиженный газ, – это правда. Как правда и то, что еврокомиссар Юнкер пытается выторговывать у Трампа преференции в развернутых торговых войнах, покорно соглашаясь на не самые выгодные контракты.
В свое время удачно запущенный состав Евросоюза стремительно теряет скорость, он никак не может набрать прежнюю мощность и с трудом тащит за собой груду прицепных стран-вагонов, которые ему явно в тягость. И в этом случае союз Путина и Трампа рассматривается экспертами скорее как выход из тупика, чем соперничество двух ядерных держав. Вне всяких сомнений, эксперты еще очень долго будут спорить о формате встречи двух мировых лидеров – сделка это или коммуникация. Но понятно одно, что Трамп уже не та политическая фигура в американском истеблишменте, подвергнув которую жесткому остракизму, и не только демократами, но и однопартийцами-республиканцами, можно серьезно задеть. Он мастер совершать эти самые сделки – термин, прочно обосновавшийся в политическом лексиконе мировых супердержав.
Да, многое из того, что сегодня происходит в политическом мире, вызывает ощущение не просто структурного обновления, но и серьезной перегруппировки сил как в Старом Свете, так и среди стран, ранее находившихся в тени и, казалось бы, не претендующих на роль серьезного соперника. Дальновидный Трамп не может не осознавать, что юбилейный, десятый по счету саммит БРИКС – серьезный политический, экономический конкурент Старому Свету. Достаточно сказать, что, помимо самой пятерки стран – Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР, в саммите приняли участие двенадцать стран мира. Засветился на БРИКС и турецкий президент Эрдоган, а ведь Турция – член НАТО, которой вряд ли понравится столь явная политическая неустойчивость своего партнера по альянсу.
Как никто другой, США осознают угрозу, исходящую от БРИКС, представительству крупных национальных экономик, на долю которых приходится 30 процентов ВВП всего мира и 40 процентов населения всей планеты. БРИКС – это и суверенные центры силы, и новая национальная валюта, прямая угроза доллару, чего особенно опасаются США.
Запад, Старый Свет не могут не понимать, что проигрывают в новой стратегии мира БРИКС, группе стран, вовсе не пытающихся навязать свою мораль партнерам по сотрудничеству. Здесь все на равноправных началах. Тем и хорош новый союз, с которого и начинается новая эпоха современного мира. Эксперты предсказывают БРИКСУ долгую жизнь, а вот Евросоюзу прочат дальнейший брексит, начало которому положила Великобритания, стараясь выжить в сложных экономических условиях и пытаясь в бесконечной политической, экономической грызне обрести равновесие. И нынешний расклад таков, что только завоевательными войнами, как некогда рассчитывали США, уже не обрести экономического благополучия.
Политическая драматургия развернула привычную фабулу в ином направлении в ответ на прежние, навязываемые всему миру универсальные ценности, мультикультурный мир, превратившие европейские страны в вырождающуюся нацию, в основе которой однополые браки, мнимая личностная свобода. И вот уже иноязычный мир, подтолкнув европейские страны к абсолютизации без будущего, навязав рекрутируемое сознание тем, кто жил иными представлениями, не только не адаптировался, но, более того, решил, что жить в палатках на Елисейских полях и ходить в хиджабах – премудрость, которой должны следовать европейцы. И проявления подобной рефлексирующей ортодоксальности выражаются не только во внешнем облике, но и в образе жизни, мышлении людей, живущих далеко не европейскими ценностями. Да и любой европейский центр сегодня мало чем отличается от восточного по крайней мере по числу одетых в ближневосточные одеяния, а, помнится, та же Франция пыталась даже судить тех, кто пренебрегал светскими условностями.
Впрочем, европейская уловка вполне объяснима: каждой из этих стран нужны новые поколения, а от однополых браков, как известно, дети не рождаются. Вот и приходится Европе довольствоваться афроамериканской, арабоязычной свежей кровью, создавая новый генотип европейца. Ветшающее день ото дня европейское сообщество исходит из существующих реалий.
Но если Германия, Великобритания, Франция, сдавая позиции, смиренно идут в фарватере США, то сами США не собираются менять политический, силовой формат. Америка пытается маневрировать, создавая военные конфликты по всему миру, она все еще непревзойденный мастер цветных революций. И умеет выжидать, чтобы нанести исподтишка удар той или иной нефтяной стране-бочке. Но сегодня и ей приходится считаться с тем, что демократия по-американски не всегда срабатывает, более того, вызывает раздражение у Ближнего Востока, Ирана, даже у Афганистана, где американская экспансия уже довела несчастную страну до полной нищеты. Здесь США по-прежнему сильны, они качают нефть, успевая контролировать ситуацию в Ливии, частично в Сирии.
БРИКС нацелен на союз, в том числе и с США, «двадцаткой», призывает мир к консенсусу, сохранению традиционных, а не либеральных ценностей. БРИКС создает при этом совершенно отличный от прежнего формат сотрудничества, выстраивая схему глобальных финансовых институтов, о чем свидетельствуют планы создания нового банка развития, пула условных валютных резервов. Более того, эта международная организация государств выступает против гонки вооружений в космосе и применения силы, в поддержку астанинского процесса урегулирования ситуации в Сирии. Неприятие экономических санкций – основной пункт итоговой декларации БРИКС. Таков реванш государств, определяющих новый правопорядок в мире, взявших на себя право отвечать на глобальные угрозы, вести борьбу с киберугрозами.
А в это время в вашингтонском спецприемнике томится двадцатидевятилетняя российская гражданка Мария Бутина, обвиненная в работе с иностранными агентами в пользу России «без предварительного уведомления об этом генпрокурора страны». Вам это ничего не напоминает? Похоже, жизнь так ничему не научила наших заклятых друзей. Значит, снова от исходной точки. Вперед…