Чистый родник учительства

A- A+

Накануне нового учебного года в Доме дружбы в Махачкале прошло августовское совещание работников образования республики, в котором приняли участие Глава республики Рамазан Абдулатипов, Председатель НС РД Хизри Шихсаидов, Первый заместитель Председателя Правительства РД Анатолий Карибов, депутат Госдумы РФ ­Гаджимет Сафаралиев.

Рамазан Абдулатипов напомнил, что учитель должен оставаться тем чистым родником, откуда черпают воду люди, для которых имя учителя свято и незыблемо.

— Учителя должны оставаться самыми свободными, демократичными людьми, как это было всегда, – подчеркнул он. – И сегодняшнее мероприятие является одним из главных для органов власти, общественности республики.  Это печка, от которой надо танцевать, это речка, от которой берут начало все моря и океаны.

Столь образное сравнение не случайно пришло на ум Главе республики. Сегодня фигура учителя – ключевая. И вопрос заключается не столько в  профессиональных знаниях, которые должен дать педагог своим ученикам, сколько в воспитании в формирующейся личности гражданской позиции, патриотизма, любви к родному очагу, всему тому, из чего соткана человеческая жизнь.

— Главным фактором развития общества, культуры человека является закон преемственности. Учителю поручена миссия развития общества. И от того,  какая школа будет в настоящем, зависит, каким будет Дагестан в ближайшие годы, – сказал Глава республики и напомнил, что годами нерешаемые проблемы в обществе, образовании породили безнравственность, безграмотность, невежество, бездуховность. После развала Советского Союза многие политики, как и педагогические сообщества, пошли на поводу разрушительных процессов, которые привели к девальвации системы образования, всего постсоветского общества. И базовое значение сегодня  имеет понимание, что надо жить по-другому, учиться по-другому, обращаясь к ценностям, на которых строилось дагестанское общество.

Глава республики отметил, что в Дагестане на протяжении веков существовали исламские образовательные центры – Согратль, Чох,  Буглен и многие другие. Но сегодня в религиозных образовательных учреждениях преподается фактически замкнутый на догмах ислам. «В исламе нет четкого разделения между светским и религиозным образованием, – подчеркнул Рамазан Абдулатипов. – И мусульманские деятели должны получать широкое образование. С муфтием Ахмадом-хаджи мы проговариваем эти вопросы и нашли понимание. Необходимо сконцентрировать вокруг нового гуманитарного университета филологическое, религиозное образование».

О недопустимости подмены знаний, торговли оценками говорил Рамазан Абдулатипов с педагогами. Преступлением учителя перед обществом назвал он коррупционные схемы в профессиональной среде. «Пятьсот тысяч рублей стоил ЕГЭ для богатых людей, – сказал он, – что нанесло непоправимый ущерб республике. В результате я сегодня не могу найти грамотного человека для работы во властных структурах, муниципалитетах, министерствах и ведомствах. И если у нас не окажется в ближайшем будущем квалифицированных кадров, мы не сумеем решать поставленные перед республикой задачи».

 – Что значит выпустить из школы неконкурентоспособного человека? –  задался вопросом Глава республики. – Это раб, который в лучшем случае будет выполнять неквалифицированную работу. Мы не хотим такого будущего для своих детей, не способных заботиться о своих родителях, семье. Другие, наслушавшись всяких проповедей, пополняют ряды «лесных», отпускают бороду, выступают против своего народа. Но  душу человеческую подготовить к духовному совершенству можно не силой оружия, а силой убеждения. Руководство страны ориентирует нас на то, что мы должны сделать все, чтобы подрастающее поколение получило достойное образование, могло заниматься творчеством, реализовать себя в избранной отрасли. И государство после развала страны ищет устойчивую  модель образования. Федеральный закон об образовании должен четко ориентировать учителя на выполнение конкретных задач.

— Дагестан – единственный из российских регионов, где реализовано проектное управление, – напомнил Глава республики. – И каждое структурное подразделение четко знает свои обязанности, знает, какие ресурсы как использовать. И в школе должно применяться проектное управление.  На протяжении ряда лет в ДГПУ готовили слабых специалистов, в то же время сам вуз сетовал на то, что к ним приходят слабые абитуриенты. Это порочный круг, который надо менять коренным образом, создавая  крепкую образовательную базу педагогического образования.

Глава республики отметил  подвижническую  деятельность отраслевого министра Шахабаса Шахова. Но порядок необходимо наводить не только по внешним показателям, подчеркнул Рамазан Абдулатипов, но и внутри отрасли, совершенствовать дальнейшую подготовку сдачи ЕГЭ. «Мы единственный регион в стране, который провел учительский ЕГЭ. Да, результаты оказались неутешительными и показали, что там, где низкий педагогический ЕГЭ, там и ученики не подготовлены к  экзаменам».

973A0400.jpg

Рамазан Абдулатипов также обратил внимание на то, что дополнительное образование пока не стало частью образовательного процесса. В свое время, когда создавали центры традиционной культуры народов России, многие в это не верили, подчеркнул Глава республики. А сегодня в каждом уголке Дагестана они есть, и сеть эта расширяется. Глава региона дал поручение профильному министерству, Минкультуры республики создать во всех крупных школах  центры традиционной культуры народов России,  краеведческие музеи. «Ребенок должен копаться в земле, искать и находить интересное и полезное для себя и  быть вмонтирован в среду обитания.  Необходимо выработать экологическую концепцию, восстановив прежние традиции преемственности поколений», – призвал Рамазан Абдулатипов. Он остановился и на необходимости восстановления уникальных  исторических памятников: Ахульго,  крепостей в Хунзахе, Ашильте, Южном Дагестане, в других поселениях горного края. Все это должно стать основой воспитания подрастающего поколения. «Мы должны растить творческого индивида, сохраняя культурный геном многонационального Дагестана», – констатировал Глава республики.

В отчетном докладе Шахабас Шахов рассказал  о главных направлениях работы образовательных учреждений. По его словам, в рамках программы модернизации региональных систем дошкольного образования с 2013 года введено 79 детских садов и 28 тысяч дополнительных мест. Другая важная задача – создание равных условий для всех обучающихся независимо от места проживания и состояния здоровья.  Сегодня из 1487 школ только 478 являются типовыми, около 300 школ с износом 50 процентов и выше. Здания 42 школ требуют сноса и нового строительства. В настоящее время 16 школ функционируют в трехсменном режиме, в них в третью смену обучаются 2370 учащихся. Анализ численности указывает на ежегодное снижение количества обучающихся в сельской местности. В результате серьезную нагрузку испытывают городские школы.

Министр  рассказал, что с текущего года федеральным министерством запущена программа «Школа-2025», основная задача которой – перевод всех обучающихся в 2025 году в односменный режим обучения. Прозвучал в докладе министра и отчет о сдаче ЕГЭ, о проведенных в республике Всероссийском форуме и Всероссийском фестивале методического мастерства учителей русского языка и литературы. Глава республики предложил назвать следующий год Годом русского языка,  языков народов Дагестана, что было поддержано аплодисментами в зале.   

В ходе совещания прозвучали выступления педагогов из различных регионов республики.

В завершение  Глава Дагестана выполнил приятную миссию, вручив лучшим педагогам республики  почетные грамоты, удостоверения о присвоении званий «Заслуженный работник образования РД», «Заслуженный учитель РД». 

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Политика»