Цивилизационные стыки, идеологемы, державность
Русский мир… Вызывая глухое раздражение в современном прозападном сообществе, желание раздробить на мелкие кусочки основу идеологемы, на которой строится геополитика многонациональной, многокофессиональной державы, он заставляет осторожничать Европу, склонную следовать привычным стереотипам, предпочитая оглядываться на Запад, но и не предпринимая решительных шагов, дабы окончательно не испортить дипломатические отношения с северной ядерной державой.
Кто бы сомневался, что супердержавы стараются держаться в одной кучке, по полной используя инструментарии информационной войны, создавая в глазах мирового сообщества эдакий образ агрессивной, перессорившейся со всеми России. Надо сказать, что образ воинствующей страны сложился и у некоторых наших соотечественников, заявляющих о том, что, чем, дескать, воевать в Сирии, лучше обратить взор на собственные проблемы. Да, может, и есть в этих горьких упреках доля истины. Действительно, многое в нашей жизни заставляет искать выход, упрекая власть в неэффективных реформах и, как следствие, в сложном положении в экономике. Но многое из того, с чем приходится сталкиваться в обыденной жизни, пересекается с большой политикой, интересами государства, вынужденного применять жесткие меры в войне миров. Кажется, передел территорий, захват чужих земель, экспансионистская политика в различных точках мира за всё время существования человечества так и не приобрели законченную форму разделенных границ.
О, нет! Изменились только средства борьбы между государствами. Они стали куда совершеннее, чем палица или рогатина, с которыми ходили на мамонта наши пращуры. В общем, кто владеет сверхзвуком, тот владеет миром. Видимо, успехи российских разработчиков сверхзвукового оружия настолько вывели из равновесия Штаты, что советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон умудрился заявить, что Россия создает новое гиперзвуковое оружие, основываясь на технологиях, похищенных у них. Ничуть не стесняясь, американский нацбез ехидно констатирует: «Хотя по экономике Россия сравнима с Нидерландами, она всё еще тратит достаточно на оборону, чтобы не только модернизировать свой ядерный арсенал, но и создать новые виды средств доставки ракеты с планирующим гиперзвуковым блоком, сами гиперзвуковые ракеты, во многом украденные из американских технологий». Правда, он не уточнил, о каких конкретно российских разработках идет речь, ведь Москва занимается созданием нескольких гиперзвуковых ракет — противокорабельного «Циркона», комплекса «Авангард», авиационных комплексов «Кинжал».
Да, Россия словно заноза в глазу Америки, которую она никак не может выковырять, покорить, как это было в вожделенные для США 90-е, времена развала нашей страны. Но достоинство великой страны — не разменная монета. Оно скрепляется многовековыми узами населяющих ее народов различных вероисповеданий, объединенных одной историей, одной судьбой.
И все чаще россияне поднимают вопрос о создании идеологии великой страны, без которой невозможно себе представить ее будущее. Скорее всего, по мнению экспертов, это должна быть национальная идея, как в любом европейском государстве. Но вот только какая? Что должно стать мощным мобилизационным фактором, сильным геополитическим пространством с экономически независимыми регионами, готовыми встать вровень, уверенно осваивая инновационную модель развития страны.
Если заглянуть в далекое, и не очень, историческое прошлое нашей страны, то можно проследить, как на протяжении веков гармоничная общность крепла, обогащалась всё новыми этносами, ставшими твердой основой российской государственности. Тогда как европейские государства, покоряя чужие земли, пытались изменить цивилизационный код, генетику покоренного народа.
Достоинство великой страны — не разменная монета. Оно скрепляется многовековыми узами населяющих ее народов различных вероисповеданий, объединенных одной историей
Так кто же из нас оказался умнее, миролюбивее? Вне всяких сомнений, выработав своеобразную культурную идентичность, русский мир со временем обогащался все более многогранной национальной палитрой, создавая ту самую традиционность, что определяет суть российской государственности. И попытка разбить русский мир на мелкие осколки, утвердить европейские ценности, извлечь русскую идею из самой сердцевины российской идентичности не под силу западникам, пытающимся разрушить культурный код, матрицу самосознания огромной страны.
Так каков он, современный русский мир? На что он делает ставку? В состоянии ли устоять в совершенно непредсказуемых геополитических реалиях? На самом деле, это вопрос вопросов. И каждый из нас ощущает невероятные тектонические толчки, сулящие миру вселенскую катастрофу. И лучший тому пример – массовый сход бородатых, чернокожих мусульман на изнеженную Европу, расколовший саму идею мультикультурного мира, заставив Европу подчиниться разношерстному исламскому нашествию, с головой накрывшему существующий привычный орднунг (читай — порядок).
И как русский мир намерен обустраивать геополитику государства? По правде сказать, вряд ли у кого-то есть готовый ответ на этот вопрос. И даже у самого Путина, оказавшегося в трудном положении, перед трудным выбором — сохранить страну вопреки узкокорыстным политическим интересам конкурирующих стран, с которыми при всех дипломатических усилиях невозможно договориться, поскольку подписание международных соглашений оборачивается новыми международными дивертисментами, грязными историями вроде дела Скрипалей, заставляя прибегнуть к независимой экспертизе, но так и не добившись правды.
Ох уж эта правда, она такая разная, половинчатая и у каждого своя. А уж в международной политике и вовсе попробуй разберись в риторике — то велеречивой, то просто хамской, вроде «пошел вон». Но русский мир… Ему не привыкать, и в каких только переделках не побывал он, но ведь выжил, встал на ноги, отвоевав весь мир у коричневой чумы. Да, сложно было бы представить одержавшему победу советскому солдату, что наступят времена, когда цена победы будет поделена между Европой и США, но никак не той страной, что взяла на себя всю тяжесть мировой войны, выиграв силой духа, подвига, преданности своей Родине.
Нет желания комментировать и высказывания тех, кто считает, что Курская битва вовсе не имеет отношения к победе над фашизмом. Не удивлюсь, если услышу, что Россия вновь окажется виноватой в том, что не так и не за то воевала, реабилитируя таким образом фашизм на европейском пространстве, что мы и наблюдаем.
Что ж, выбор один — сохраняя политическое равновесие, двигаться вперед, отстаивая российские национальные интересы, традиционность, возвращая постсоветское пространство в тот русский мир, из которого мы все вышли, как из гоголевской шинели.